Центральная идея пьесы – спор о человеке, о том, что такое человек, что ему нужнее – правда, зачастую жестокая, или красивая ложь. Выбор между «возвышающей» истиной и «утешительной, примиряющей» ложью, причем на таком уровне, что от этого зависит человеческая жизнь, - вот проблема, которую автор поднимает в своем произведении. Особенно важны и интересны для писателя позиции Луки и Сатина как носителей основных идей. Можно условно выделить три разновидности обмана: ложь в смысле не истина, независимо от того, полезна она кому-либо или вредна, затем ложь во и, наконец, ложь в полном смысле этого слова – для достижения каких-либо своекорыстных целей. Позиция Луки – это идея сострадания к людям, к их несчастьям, идея деятельного добра, которое утешает человека, возбуждая в нем веру повести его дальше, которая позволит выдержать бремя «правды жизни» . Лука утешает Анну, обещает ей загробную жизнь: «Отдохнешь там!.. » - хотя сам не верит в Бога («Во что веришь, то и есть… » - уклончиво отвечает он Пеплу на этот вопрос) , делает вид, что верит Насте: «Я – верю!. . Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она!» . Старик дарит надежду Актеру: «Ты… лечись! От пьянства нынче лечат… Бесплатно…» , указывает дорогу Пеплу: «Уйди с ней отсюда…» . Лука считает, что человеку в жизни нужно дать опору, «навеять золотой сон» мечты. Правда выдергивает из-под человека эту опору, которой может быть всякая идея, если она утешить человека, защитить его. Обращаясь к Пеплу, он говорит: «… чего тебе прада больно нужна… подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя… Она, правда-то, - не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь» .
С появлением Луки возникает основной конфликт пьесы. Завязывается спор о человеке между двумя героями: Сатиным и Лукой. Странник оказывает огромное влияние на всех обитателей ночлежки, в том числе и на Сатина. Он пробудил в нем человека. Сатину не принимает позицию Луки, но все же задумывается. «Он – умница!. . Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету… » - восклицает герой. Далее он произносит свой знаменитый монолог: «Человек может верить и не верить… это его дело!. . Чело-век! Это – великолепно! Это звучит. . гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо! » Сатин говорит о том, что настоящий человек, свободный, сильный, достоин правды («правда – Бог свободного человека!») , что правда открывает перед человеком возможности реально, трезво мыслить. Прослеживая развитие сюжета, можно предположить, что сам Горький поддерживает данного персонажа: Пепла арестовывают, исчезает Наташа, умирают Актер и Анна, и даже клещ смиряется с нищетой и теряет последнюю надежду на новую жизнь. Таким образом, Лука никому жизни не улучшил, утешение его действует недолго: правда вновь заставляет всех разочаровываться. Но в то же время Лука не лгал о существовании лечебниц для алкоголиков, а сам Актер не смог найти в себе силы лечиться. И когда пришло время проснуться от «сна» , навеянного странником, герой разбился о суровую «правду» Сатина, упав с высоты своей мечты.
Первый акт пьесы рисует изображает нам «униженных и оскорбленных» людей, но они еще не потеряли надежду на лучшую жизнь. В конце пьесы мы видим тех же героев, но уже утративших свою веру. Тут снова видна «правда» Сатина. Иллюзии лишь на время усыпляют и успокаивают людей – в этом смысл всей пьесы .
Актуальность произведения Горького, написанного столетие тому назад, неудивительна, ведь автор осветил один из главных вопросов человеческого бытия: на чем и каким образом
Объяснение:
Для каждого человека Родина имеет большое значение в жизни. Родина - это страна, в которой человек родился и вырос, судьба которой ему не безразлична. Во все времена тема Родины являлась одной из главных в творчестве различных писателей и поэтов. Такие известные писатели, как Н. А. Некрасов, С. А. Есенин, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, М. А. Шолохов посвятили своей Родине большое количество произведений. Одним из тех писателей, в творчестве которых тема Родины занимала особое место, был Николай Алексеевич Некрасов. Образ родного края для него был неразрывно связан с судьбой народа. Н. А. Некрасов изображал жизнь русского народа такой, какая она есть, а также показывал различия в образе жизни крестьян и помещиков. В то же время писатель видел в Руси могучую и несокрушимую силу. Наиболее ярким примером воспроизведения образа Родины и жизни народа является поэма "Кому на Руси жить хорошо". В ней писатель рассказывает о семи мужиках, путешествующих по Руси в поисках счастливого человека. Действие происходит в скором времени после отмены крепостного права. В этом произведении Некрасов подробно описывает жизнь людей разных сословий, показывая истинную картину жизни народа на Руси, не скрывая пороков русского общества. Другой знаменитый русский поэт Александр Александрович Блок уделял теме Родины не меньшее внимание. К этой теме Блок пришел не сразу, но по революций она стала самой главной в творчестве поэта. В стихотворении "Русь" Россия описана как необычайная, сказочная страна, в которой проживают ворожеи, черти, ведьмы, колдуны. В другом произведении А. А. Блока "Россия" Родина предстает в образе женщины, любимой женщины автора. Между этими двумя стихотворениями прослеживается заметное сходство: Блок называет Россию нищей, но в то же время показывает ее необычайность и очарование, ее "разбойную красу". Поэт восхищается родной страной и показывает читателям свою любовь к России. Тема Родины имеет большое значение в творчестве многих русских писателей. И каждый из них по-своему понимает, любит ее и выражает свою любовь к ней.