Очень Вариант 1
Часть А
А1. Укажите писателей второй половины 19 века, в названии произведений которых есть
противопоставление.
А) А.Н. Островский, И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин
Б) И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой
В) И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов
Г) Л.Н. Толстой, Н.С. Лесков, И.С. Тургенев
А2. Какой художественный прием использовал автор в данном отрывке:
Блажен незлобивый поэт,
В ком мало желчи, много чувства:
Ему так искренен привет
Друзей спокойного искусства.
А) аллегория В) антитеза
Б) метафора Г) гипербола
А3. Какой автор в своем произведении использует метод «срывание всех и всяческих
масок»
А) Л.Н. Толстой «Война и мир» В) А.Н. Островский «Гроза»
Б) И.А. Гончаров «Обломов» Г) Н.С. Лесков «Очарованный странник»
А4. Какой литературный тип изображен в образе Дикого (А.Н. Островский «Гроза»)?
А) тип «маленького человека» В) самодур
Б) тип «лишнего человека» Г) романтический герой
А5. В произведении какого автора основным приемом является анахронизм (смешение
времен)?
А) И.А. Гончаров «Обломов» В) М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного
города»
Б) Л.Н. Толстой «Война и мир» Г) А.Н. Островский «Гроза»
А6. Укажите название полка, в котором служил Николай Ростов (Л.Н. Толстой «Война и
мир»).
А) Преображенский В) Измайловский
Б) Павлоградский Г) Семеновский
А7. Статья Антоновича «Асмодей нашего времени» посвящена роману И.С. Тургенева
А) «Отцы и дети» Б) «Накануне» В) «Дворянское гнездо» Г) «Рудин»
А8. Агафья Пшеницына – это героиня:
А) романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Б) романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
В) романа И.А. Гончарова «Обломов»
Г) романа Л.Н. Толстого «Война и мир»
А9. Кто является автором следующих строк «Умом Россию не понять, //Аршином общим
не измерить://У ней особенная стать-//В Россию можно только верить»
А) А.С. Пушкин В) Ф.И. Тютчев
Б) Н.А. Некрасов Г) А.А. Фет
А10. Кто из героев романа Ф.М. Достоевского задавался во Тварь ли я дрожащая
или право имею»?
А) Соня Мармеладова В) Р. Раскольников
Б) Петр Лужин Г) Лебезятников
А11. Укажите, кому из русских поэтов принадлежит стихотворение «Шепот, робкое
дыханье…»
А) Н.А. Некрасов В) Ф.И. Тютчев
Б) А.С. Пушкин Г) А.А. Фет
А12. Какие совершил Раскольников (Ф.М. Достоевский «Преступление и
наказание») во время убийства старухи?
А) забыл закрыть дверь квартиры В) оставил шляпу на месте преступления
Б) забыл взять орудие преступления Г) испачкался в крови
А13. Жанровое определение «роман-эпопея» означает:
А) роман об идейно-нравственных исканиях личности, сопряженных с судьбой нации
Б) роман, в котором не один, а несколько центральных героев.
А14. Определите, из какого произведения взят следующий отрывок
«Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрывалось в могиле, цветы,
растущие на
Ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами:… они говорят также о вечном
примирении и о жизни бесконечной…»
А) Л.Н. Толстой «Война и мир» В) А.Н. Островский «Гроза»
Б) И.С. Тургенев «Отцы и дети» Г) Н.С. Лесков «Очарованный странник»
А15. С какого момента начинается преступление Родиона Раскольникова?
А) до убийства
Б) во время убийства
В) после убийства
А16. Слугу Обломова звали…
А) Иван Б) Захар В) Фирс Г) Осип
А17. Назовите литературную героиню, которую автор характеризует как новый тип в
русской литературе?
А) Ольга Ильинская
Б) Анна Одинцова
В) Настасья Филипповна
Г) Катерина
ответ: За несколько месяцев до начала работы над поэмой «По праву памяти» А. Т. Твардовский писал: «Кажется, впервые за долгий срок почувствовал приближение поэтической темы, того, что не сказано и что мне, а значит, и не только мне, нужно обязательно высказать. Это живая, необходимая мысль моей жизни» . Поэма «По праву памяти» — исповедь, она во многом автобиографична и является итогом многолетних трудных размышлений автора. В первой главе поэмы («Перед отлетом» ) автор вспоминает свою юность с ее радужными надеждами, о друге, с которым они наивно мечтали и верили в будущее:
Готовы были мы к походу.
Что проще может быть:
Не лгать. Не трусить.
Верным быть народу.
Любить родную землю-мать.
Не предполагали уверенные в себе оптимисты, что не только счастья следовало ждать от жизни. В этой главе возникает лишь предощущение суровой исторической реальности, трагических конфликтов эпохи. Эти конфликты во всей своей масштабности разворачиваются в главе «Сын за отца не отвечает» . В этой главе выражена не только личная боль поэта — сына «врага народа» . В этой главе поэт парадоксально поворачивает разными гранями знаменитую сталинскую формулировку «Сын за отца не отвечает» . Она всегда интерпретировалась как некий круг, который сердобольный и справедливый вождь бросал несчастным изгоям, запятнанным родством с «врагами народа» . Но поэт гордо отвергает такую подачку, он не собирается получать право на благополучие ценой предательства отца, ему представляется более резонным совершенно противоположный выбор:
А вдруг тот сын (а не сынок!) .
Права такие получая,
И за отца ответить мог?
Он берется отвечать за своего отца, отвечать —в смысле защищать, заступаться. И сын отвечает тем, что отстаивает человеческое достоинство отца. И делает это высоко художественно — он создает пластически зримый образ великого труженика-крестьянина. Вот, например, описание рук отца:
Те руки, что своею волей
Ни разогнуть, ни сжать в кулак:
Отдельных не было мозолей
Сплошная — подлинно кулак!
Мысль об ответственности за отца органично ведет за собой мысль об ответственности за все, что происходит в стране, об общей вине. Теперь уже поэт не ищет никаких оправданий себе и всем, кто если и не участвовал в злодеяниях сталинского режима, то молчаливо присутствовал при них. Расплатой становятся неизбывные нравственные муки:
И длится суд десятилетий,
И не видать еще конца.
Этим тайным судом совести, считает А. Твардовский, судит себя каждый порядочный человек, переживший те времена. Третья глава «О памяти» является итогом раздумий поэта о прожитой жизни, о сложной эпохе, выпавшей на долю. Главная мысль в ней — мысль об исторической памяти. Отказ от памяти, запрет на память — это отказ от ответственности, от покаяния и искупления вины. Поэт спорит с теми, кто считает более удобным не помнить о трагедиях
Забыть, забыть велят безмолвно,
Хотят в забвенье утопить Живую быль.
И чтобы волны
Над ней сомкнулись.
Быль — забыть!
Поэт готов в одиночку, против всех, отстаивать право на память, потому что, если не помнить оно может повториться:
Кто прячет ревниво.
Тот вряд ли с будущим в ладу.
На долю А. Твардовского выпали трудные времена. Он пережил и перестрадал тридцатые и сороковые, послевоенные годы, время хрущевской «оттепели» . Огромный и трудный мир открыл он читателю в своих поэтических произведениях. Поэма «По праву памяти» — исповедь поэта, в которой он излил все, что «жило, кипело, ныло в его душе.
Объяснение: