Роман «Преступление и наказание» — произведение, в котором вступают в конфликт мысли и чувства людей, в котором идеологическая теория натыкается на жизненную практику. Достоевскому удалось отразить степень влияния увлечения идеями революционного преобразования общества и теории индивидуализма на современную ему молодёжь. Благодаря своему творческому чутью и глубокому знанию психологии человеческой, писатель смог рассказать в своём произведении о том, как пагубно может отразиться в неокрепших умах идеологическая диверсия социалистов и демократов, как далеко могут завести человека привитые с «чужого плеча» мысли и чувства, принятые на веру, но неосознанные полностью.
Родион Раскольников, главный герой романа, студент, прозябающий в петербуржских трущобах, не имеющий возможности учиться далее из-за отсутствия средств, бесспорно человек одарённый и неглупый – центральная фигура произведения. Автор умело рисует картины неустроенного быта молодого человека и его мучений по поводу того, что жить так ниже человеческого достоинства, последовательно прописывает моменты, которые заставляют юношу поддаться искушению, спланировать убийство, для решения своих материальных проблем.
Описывая эмоции, метания и мысли героя Достоевскому удаётся добиться глубокой детализации. Кажется, что автор наблюдает за героем вживую и просто записывает моменты, которые не могут не броситься в глаза, вот герой побледнел от испуга, вот он упал в обморок, потеряв над собой контроль. Нервное перенапряжение описано с такой чёткостью, как будто бы автор сам болел этой горячкой, сам подозревал всех и вся, сам мучился от навалившегося одиночества и оторванности от мира, который он призван был сделать лучше и чище. Удивительно точно подобраны слова для описания состояния Родиона, «как будто ножницами отрезал себя…». Отсутствие прямых улик и даже то, что преступник найден, не даёт ожидаемый покой Раскольникову. Он по-прежнему не может ни сам использовать деньги, которые он украл, ни раздать их людям, как хотел изначально. Нет, не раскаяние движет им и не жалость к невинно убиенной Лизавете. Он не жалеет что убил процентщицу, но в ужасе, что не выдержал проверку, оказался слабым и никак не может относить себя к касте высших, теперь он такая же «тварь дрожащая».
Человек по натуре общительный, добровольно заточает себя, огораживая от всего света, но муки совести и разума не дают Раскольникову покоя и он вынужденно открывается, признаётся в своём преступлении Сонечке Мармеладовой. Он воспринимает её как соратницу, человека близкого хотя бы потому, что она, как и он сам уничтожает себя, торгует собой, и делает это ради высшей цели, не ради себя, а ради своей семьи, отказывая себе даже в такой роскоши, как самоубийство. Раскольников приходит к выводу, что девушка, казалось бы такая слабая и покорная своей судьбе, оказывается сильнее его самого и никак не может попадать в «твари дрожащие», ведь она при всём своём образе жизни остаётся человеком высокоморальным чистым и цельным, не разочаровавшимся в людях и стремящимся делать им только добро. По воле автора мы приходим к выводу, что единственный преобразовать общество – это самопожертвование и христианская любовь.
Самый романтический образ повести - образ дочери коменданта Белогорской крепости Маши Мироновой. Доброта, совесть, душевная щедрость – вот основные качества, которые видим мы в этой героине. Маша выросла и повзрослела рядом со своими скромными и добрыми родителями, в стенах Белогорской крепости. Эта милая и трудолюбивая девушка располагает к себе с первых минут знакомства. Как говорит о ней ее мать Василиса Егоровна: «У Маши одна беда; девка на выданье, а какое у ней приданое? Частый гребень, да веник, да алтын денег…». От этих разговоров об отсутствии приданого, у Маши всякий раз наворачиваются слезы, и она вся краснеет. Но при всем при этом, мы видим, что она - благоразумная и интересная девушка. Именно ее душевные качества привлекают к ней сначала Швабрина, а потом и Гринева. Но Маша Миронова - девушка чуткая и проницательная, она видит лживую натуру Швабрина и отвергает его ухаживания, вызвав тем самым месть с его стороны. Совсем другое отношение вызывает у нее Петр Гринев, человек порядочный и честный. Между ними возникает большое чувство. Гринев так говорит об этом: «При первом удобном случае я принялся за объяснение в любви, и Марья Ивановна выслушала меня терпеливо. Она безо всякого жеманства призналась мне в сердечной склонности, и сказала, что ее родители будут рады ее счастию». Больше всего ее заботит благословение родителей. Препятствие браку со стороны родных будут для нее непреодолимой преградой. Именно так и складываются обстоятельства: Гринев получает от отца письмо с отказом на его брак с Марьей Ивановной. С каким благородством и достоинством ведет себя Маша, узнав об этом известии: «Я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастия. Коли найдешь себе суженую, коли, полюбишь другую – бог с тобою…» После захвата крепости мятежной армией Пугачева, после смерти родителей и разлуки с Гриневым, Маша остается совсем одна в окружении врагов. Судьба приготовила ей тяжелые испытания, но тихая скромная девушка их достойно выдержала. Она попадает в руки Швабрина, предателя, перешедшего на сторону повстанцев. «Он обходится с ней очень жестоко и грозится, если она не выйдет за него замуж, привезти в лагерь к злодею…». Обо всем этом мы узнаем из ее последнего письма к Гриневу. Но больше собственной судьбы, ее тревожит судьба ее возлюбленного Петра Гринева: «Палаша слышала, что вас часто видят на вылазках, и что вы совсем себя не бережете, а я за вас со слезами бога молю…». Судьба этой доброй девушки так встревожила Гринева, что он, рискуя собственной жизнью, бросился ее из мятежной крепости. А Маша, тем временем, находясь в плену у Швабрина, отказывается выходить за него замуж и принимает решение «лучше умереть, если ее не избавят». Вмешательство Пугачева соединяет судьбы Маши Мироновой и Петра Гринева, но жизнь приготовила им еще одно испытание. Когда по ложному доносу Швабрина, Гринев оказывается в тюрьме, Маша предпринимает смелую и отчаянную попытку вызволения своего любимого. Ей удается совершить почти невозможное – встретиться с императрицей и рассказать ей всю правду о себе и о Гриневе. Ее простота и душевность, ее искренний и сердечный рассказ тронули государыню до глубины души. Гринев был оправдан. Необыкновенные душевные качества Маши Мироновой никого не оставляли равнодушными. Доброта, совесть, порядочность – качества, которые она обрела с детства, стали ее основой на всю жизнь.
Роман «Преступление и наказание» — произведение, в котором вступают в конфликт мысли и чувства людей, в котором идеологическая теория натыкается на жизненную практику. Достоевскому удалось отразить степень влияния увлечения идеями революционного преобразования общества и теории индивидуализма на современную ему молодёжь. Благодаря своему творческому чутью и глубокому знанию психологии человеческой, писатель смог рассказать в своём произведении о том, как пагубно может отразиться в неокрепших умах идеологическая диверсия социалистов и демократов, как далеко могут завести человека привитые с «чужого плеча» мысли и чувства, принятые на веру, но неосознанные полностью.
Родион Раскольников, главный герой романа, студент, прозябающий в петербуржских трущобах, не имеющий возможности учиться далее из-за отсутствия средств, бесспорно человек одарённый и неглупый – центральная фигура произведения. Автор умело рисует картины неустроенного быта молодого человека и его мучений по поводу того, что жить так ниже человеческого достоинства, последовательно прописывает моменты, которые заставляют юношу поддаться искушению, спланировать убийство, для решения своих материальных проблем.
Описывая эмоции, метания и мысли героя Достоевскому удаётся добиться глубокой детализации. Кажется, что автор наблюдает за героем вживую и просто записывает моменты, которые не могут не броситься в глаза, вот герой побледнел от испуга, вот он упал в обморок, потеряв над собой контроль. Нервное перенапряжение описано с такой чёткостью, как будто бы автор сам болел этой горячкой, сам подозревал всех и вся, сам мучился от навалившегося одиночества и оторванности от мира, который он призван был сделать лучше и чище. Удивительно точно подобраны слова для описания состояния Родиона, «как будто ножницами отрезал себя…». Отсутствие прямых улик и даже то, что преступник найден, не даёт ожидаемый покой Раскольникову. Он по-прежнему не может ни сам использовать деньги, которые он украл, ни раздать их людям, как хотел изначально. Нет, не раскаяние движет им и не жалость к невинно убиенной Лизавете. Он не жалеет что убил процентщицу, но в ужасе, что не выдержал проверку, оказался слабым и никак не может относить себя к касте высших, теперь он такая же «тварь дрожащая».
Человек по натуре общительный, добровольно заточает себя, огораживая от всего света, но муки совести и разума не дают Раскольникову покоя и он вынужденно открывается, признаётся в своём преступлении Сонечке Мармеладовой. Он воспринимает её как соратницу, человека близкого хотя бы потому, что она, как и он сам уничтожает себя, торгует собой, и делает это ради высшей цели, не ради себя, а ради своей семьи, отказывая себе даже в такой роскоши, как самоубийство. Раскольников приходит к выводу, что девушка, казалось бы такая слабая и покорная своей судьбе, оказывается сильнее его самого и никак не может попадать в «твари дрожащие», ведь она при всём своём образе жизни остаётся человеком высокоморальным чистым и цельным, не разочаровавшимся в людях и стремящимся делать им только добро. По воле автора мы приходим к выводу, что единственный преобразовать общество – это самопожертвование и христианская любовь.