В произведении «Капитанская дочка» отразились взгляды
Александра Сергеевича на восстание. Автор активно интересовался и изучал
историю родного края. А в тридцатых годах девятнадцатого столетия вследствие
крестьянских восстаний его внимание привлекла тема народного движения. Таким
образом, писатель начал тщательное изучение Пугачевского восстания, работая с
архивами. Результатом размышлений автора стало произведение «Капитанская дочка».
В произведении раскрыта тема восстания от его начала до
самой смерти Пугачева. Причиной начала восстания Александр Сергеевич считал
гнет народа жестоким правительством. Автор поддерживал то мнение, что за
восстанием всегда следует анархия. Именно стихийность и неорганизованность
движения пугала писателя. Ведь стихийность подразумевала то, что борьба
будет жестокой и беспощадной. Восстание привело к большому количеству невинных
жертв, активизации самовластия. Бунтовщики самовольно казнили и миловали людей:
«Правление было повсюду прекращено, помещики укрывались по лесам. Шайки
бунтовщиков злодействовали повсюду; начальники отдельных отрядов самовластью
наказывали и миловали; состояние всего обширного края, где свирепствовал пожар,
было ужасно…». Именно в этих строчках отражено настоящее отношение автор к
восстанию.
омане "Капитанская дочка" Пушкин описывает времена Пугачёвского восстания, что придаёт произведению исторический оттенок. Заметим также, что мы, как читатели повести-романа, смотрим на описываемые события глазами повествователя - прямого очевидца и главного героя - Петра Андреевича Гринёва. Устами Гринева говорит автор романа. Именно таким Александр Сергеевич выразил свое мнение о пугачевском бунте, о его предводителе - Емельяне Пугачеве, в общем-то, настоящем главном герое романа. Отношение это неоднозначное и, как медаль, имеет две стороны.
С точки зрения исторической и государственной он " … изверг, вне законов природы рождённый, ибо в естестве его не было и малейшей меры добра, того благого начала, той духовной части, которое разумное творение от бессмысленного животного отличает",-так считает историк Броневский и подавляющее большинство современников Пушкина. В их глазах Емельян представляется чуть ли не исчадием ада, которому всё человеческое чуждо.. Но так ли это? Действительно ли? Видит ли его Пушкин-Гринёв таковым? Нет. Он считает, со стороны жизненной и человеческой Пугачёв не так уж плох.
Знакомство главных героев происходит по чистой случайности, но сыграет в их жизни судьбоносную роль. Первое впечатление, которое произвел на Гринева Пугачёв, что тот человек смышлёный, остроумный и даже загадочный. Что касается внешнего вида, то " … наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары …". Здесь прослеживается явное различие между Пугачёвым и Гриневым, я бы даже заметила - яркий контраст. Первый- беглый крестьянин-разбойник с затейливым характером, а второй – дворянин, офицер, барин. И тем не менее с первых минут их знакомства ощущается симпатия друг к другу, желание узнать друг друга поближе. Наверное, это оттого, что они почувствовали общность своих характеров и, что не будь между ними классового различия, что расти и воспитывайся они в равных условиях, то как знать…
При взятии Белогорской крепости Емельян показал себя превосходным полководцем с умением повести за собой, с пылкостью и одновременно невероятной непоколебимостью сильного духа, прирождённым психологом с даром убеждения, знанием последующего действия человека-противника и с жёсткой энергетикой лидера. Всё это, несомненно ему в предводительской деятельности, и именно благодаря этому он завоёвывал одну крепость за другой, не зная поражений. Как человека военного, сиречь государственного, подобные качества Пугачева, не могли не восхищать Гринева. Особенно, если вспомнить неоднократные поражения России в сражениях с другими государствами, ставших возможными "благодаря талантам полководцев- дворян".
В начале XXI века проблему трагического в эстетике уже можно назвать «вечной» - так много сделано на путях ее изучения. Повышенный интерес к ней философов и ученых в столетии, отмеченном историческими, культурными и экологическими катастрофами, вполне закономерен. Трагизм - один из постижения и художественного воплощения жизненных противоречий. Подлинная трагедия преодолевает дисгармонию, утверждает связь со всеобщим и неоспоримую ценность человеческого существования. В настоящей работе трагическое рассматривается как фактор художественного сознания Анны Ахматовой (1889 - 1966), активно влияющий на мотивно-образную структуру целых периодов творчества, отдельных лирических циклов и стихотворений.
Ахматовская поэзия неоднократно становилась объектом исследования критиков и литературоведов на протяжении почти ста лет. Она оказалась в центре внимания уже в 1910-е годы.
В данном исследовании мы приходим к выводу, что трагизм как свойство художественного мышления А. Ахматовой соотносится с ее стремлением к архитектонической выстроенности поэтических книг и лирических циклов.
Для определения методики изучения трагического в художественном произведении, на наш взгляд, существенно следующее:
1) трагическое является одной из граней художественного мышления писателя;
2) трагическое может оказывать непосредственное влияние на стиль автора.
В работах по теории и истории литературы подход к трагическому как особому взгляду на мир уже, чем в трудах философов: в них речь идет о воззрениях художника. Литературоведы справедливо утверждают, что трагическое и другие виды пафоса (авторской эмоциональности, модусы художественности) связаны с мышлением писателя, его общественными идеалами, отношением к изображаемой жизни