в рассказе «после » л. н. толстого, написанном в 90 е гг. xix в. , изображаются 1840 е гг. писатель тем самым поставил творческую восстановления прошлого, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы. не обходит вниманием автор и проблему моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. в раскрытии этого идейного замысла важную роль играет композиция рассказа, построенного на основе приема «рассказ в рассказе» . начинается произведение внезапно, с разговора о нравственных ценностях бытия: «что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди» , «что хорошо, что дурно» и так же завершается внезапно, без выводов. вступление как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком иваном васильевичем. далее уже он рассказывает слушателям случай из своей жизни, произошедший давно, но отвечающий на вопросы современности.
эта основная часть произведения состоит из двух картин: и сцены наказания, причем главной в раскрытии идейного замысла, судя по названию рассказа, является вторая часть. эпизод и события после изображены с антитезы. противопоставление этих двух картин выражено во многих деталях: красках, звуках, настроении героев. например: « прекрасный» - «что неестественно» , «музыканты знаменитые» - «неприятная, визгливая мелодия» , «разрумянившееся с ямочками лицо» - «сморщенное от страдания лицо» , «белое платье, в белых перчатках, в белых башмачках» - «что то большое, черное, … это черные люди» , «солдаты в черных мундирах» . последнее противопоставление цветов черного и белого усилено еще и повтором этих слов. контрастно и состояние главного героя в этих двух сценах, его можно выразить словами: «я обнимал в то время весь мир своей любовью» - и после : «мне было до такой степени стыдно… вот вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища» .
важное место в противопоставленных картинах занимает изображение полковника. в высоком военном в шинели и фуражке, руководящим наказанием, иван васильевич не сразу узнает красивого, свежего, с блестящими глазами и радостной улыбкой отца любимой вареньки, на которого он недавно на смотрел с восторженным изумлением. но это был петр владиславович «с своим румяным лицом и белыми усами и » , и той же «своей сильной рукой в замшевой перчатке» он бьет испуганного малорослого слабосильного солдата. повтором этих деталей л. н. толстой хочет показать искренность полковника в двух различных ситуациях. нам было бы проще понять его, если бы он где то притворялся, пытался скрыть свое истинное лицо. но нет, он все тот же и в сцене экзекуции.
эта искренность полковника, видимо, и в тупик ивана васильевича, не позволила разобраться до конца в противоречиях жизни, но свой жизненный путь под влиянием произошедшего он изменил. толстой не только показывает причудливое сочетание добрых и злых порывов в душе полковника, но и разоблачает объективные социальные условия, искажающие натуру человека, прививающие ему ложные понятия о долге.
одновременно писатель заставляет задуматься над проблемой ответственности человека за окружающее. именно сознанием этой ответственности за жизнь общества отличается иван васильевич. юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, он резко изменил свой жизненный путь, отказавшись от всякой карьеры. «мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой» . свою жизнь он посвятил тому, чтобы другим людям: «скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было». поэтому и нет в заключение рассказа никаких выводов.
талант л. н. толстого в том и состоит, что он заставляет читателя задуматься над поставленными вопросами всем ходом повествования, композицией произведения.
маруся, сестра валека, была худенькая маленькая девочка четырёх лет. “это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца, — пишет короленко в главе «знакомство продолжается» . — несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого ”
вася сравнивал марусю со своей сестрой соней, которой тоже было четыре года: “ соня была кругла, как пышка, и , как мячик. она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в тёмные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту”. соня росла в достатке, за ней ухаживала горничная. маруся росла в нищете и часто бывала голодна. за ней ухаживал брат валек.