Высокомерное, они его не воспринимали всерьез, и когда он рассказал про чистку оружия у , они проигнорировали, хотя в это было важное сообщение. "-- скажите государю, что у ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся. и с этою верностью левша перекрестился и помер. мартын-сольский сейчас же поехал, об этом графу чернышеву доложил, чтобы до государя довести, а граф чернышев на него закричал: -- свое рвотное да слабительное, а не в свое дело не мешайся: в россии на это генералы есть. государю так и не сказали, и чистка все продолжалась до самой крымской кампании. в тогдашнее время как стали ружья заряжать, а пули в них и болтаются, потому что стволы кирпичом расчищены." когда, левша заболел они не проявили особой заботы о нем. относились к нему с пренебрежением и неуважительно: платов его выслушал и про левшу вспомнил. -- как же,коротко с ним знаком, даже за волоса его драл, только не знаю, как ему в таком несчастном разе ; потому что я уже совсем отслужился и полную пуплекцию получил -- теперь меня больше не а ты беги скорее к коменданту скобелеву, он в силах и тоже в этой части опытный, он что-нибудь сделает." зато наоборот: " побежал к графу клейнмихелю и зашумел: -- разве так можно! у и шуба овечкина, так душа человечкина." двуличное отношение, когда государь восхищался трудом левши и мастеров они вели себя по другому "тут и другие придворные, видя, что левши дело выгорело, начали его целовать, а платов ему сто рублей дал и говорит: -- прости меня, братец, что я тебя за волосья отодрал. левша отвечает: -- бог это нам не впервые такой снег на голову."
Он понимает и Бирюка, и мужичка, пытавшегося украсть. Мужик виновен (хотя тут можно сказать и то, что он не виновен зависит от желания и собственной оценки) , но пошел он на это от нужды и безысходности. Бирюк считает мужика виновным, но понимает мотивы его поступков. Жалеет. Сочувствует. Но живет по принципу - «А ты воровать не ходи» . Фому Бирюком зовут за его угрюмый нрав и суровость .Никому спуска не дает. И живет одиночкой. Скорее всего таким Бирюка сделала его тяжелая жизнь. Бедность, безысходность. Он одинок. Растит двоих детей (его жена их бросила) . И ему постоянно приходится делать выбор между долгом и поступками по совести. Обращаясь к леснику по имени отчеству провинившийся мужик хочет воззвать к человеку, а не к Бирюку. Он пытается вызвать сочувствие, жалость к себе. Мужики из окрестных деревень боятся Бирюка и скорее всего не понимают его. Они не обеспечены, не образованы и считают воровство на которое толкает их нужда чем то обыденным. А Бирюк противостоит им. «Вязанки хворосту не даст из леса утащить» - вот его характеристика от крестьян и они не понимают этого. По их мнению он не на жалость и сочувствие. Сам Бирюк живет очень бедно, так же как и остальные крестьяне. Но у него есть принципы. Он не приемлет воровство. Кроме того он лесник. Он пытается добросовестно выполнять свою работу. И он за нее отвечает. Кроме того над ним тоже есть барин, который может спросить с него, а он растит двоих детей. На самом деле Фома Кузьмич и так сочувствует другим мужикам. Он понимает их. Жалеет. Но разрывается между принципами, долгом и этими чувствами.