Алёша Попович и Тугарин Змеевич
В славном городе Ростове у ростовского попа соборного был один-единственный сын. Звали его Алёша, прозывали по отцу Поповичем.
Алёша Попович грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать. Силой Алёша не большой богатырь, зато дерзостью да хитростью взял. Вот подрос Алёша Попович до шестнадцати лет, и скучно ему стало в отцовском доме.
Стал он просить отца отпустить его в чистое поле, в широкое раздолье, по Руси привольной поездить, до синего моря добраться, в лесах поохотиться. Отпустил его отец, дал ему коня богатырского, саблю, копьё острое да лук со стрелами. Стал Алёша коня седлать, стал приговаривать:
– Служи мне верно, бог
появляются в главе III (Дубровский) и в главе VII (Маша) .
Пушкин нарушает хронологию событий (хронологически глава XI должна была
бы быть перед главой VIII, а она попадает даже во второй том) .
Необходимость перестановки событий создана не желанием заинтриговать
читателя. Нарушая естественный порядок событий, Пушкин создает иллюзию найденного героем выхода в переодевании. Роль француза дает возможность Владимиру Дубровскому найти приют, родной для него образ жизни и любовь.
Роль разбойника объединяет его с крестьянами и дает ему, казалось бы,
свободу действия. Но как только обнаруживается, что «маска» не
стать для героя щитом, Пушкин напоминает реальный ход событий, как бы
возвращая героя к неотступной действительности. Не сказав читателю заранее,
что Дефорж- Дубровский, Пушкин побуждает узнать переодетого героя.
Маскарад действителен для героев, но не для читателя. Так обнаруживается не к «преображению» .
Таким образом, Дубровский дан не столько в идейной и психологической
эволюции, сколько в переключениях, обнаруживающих попытку героя в новой
ситуации найти равновесие.
С точки зрения основной сюжетной линии «Маша – Дубровский» , весь
первый том романа - большое преддействие, заканчивающееся завязкой.
Введение второго тома позволяет не просто выделить отдельные эпизоды,
но и отделить развитие основного действия от всего того, что ему предшествовало.