Тема: «Главы из поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»
1. Когда и при каких обстоятельствах впервые появился персонаж Василий Тёркин?
2. О событиях какой войны идёт речь в главе «Переправа»?
3. Какие события заставили Твардовского возродить образ бойца Васи Тёркина?
4. Почему Твардовский не мог закончить поэму в 1943 году?
5. Как сам Твардовский определяет жанр своей поэмы? Сколько в ней глав? Почему каждая глава - это отдельная история, связанная одним героем?
6. Почему героя называют Вася (не Василий)?
7. Назовите основные качества характера Тёркина. Приведите примеры из глав «Переправа» и «Два солдата», подтверждающие эти качества.
8. Девиз Тёркина : «……..»?
9. В чём смысл фамилии героя? Что она означает?
10. В финале главы «Переправа» есть такие строки:
Бой идёт святой и правый,
Смертный бой не ради славы –
Ради жизни на земле.
Объясните значение выделенных эпитетов к слову «бой»?
Объяснение:
В течение всей жизни интерес Пушкина к истории не иссякал, он изучал труды, посвященные различным ее периодам: от античной эпохи од современного поэту правления Николая I. Эти исследования нашли свое отражение во многих стихотворениях, таких как "Лицинию", "Стансы", "Пир Петра Великого"; им была создана историческая драма "Борис Годунов", он начал работу и над более крупным, прозаическим произведением "Арап Петра Великого", из-под его пера вышел значительный труд — исследование "История пугачевского бунта", впоследствии переименованное в "Историю Пугачева".
На стыке 20—30-х годов XIX в. русское образованное общество было увлечено чтением романов Вальтера Скотта, следствием чего стало появление первых русских романов в духе В. Скотта. В 1836 г., в некоторой степени отдавая дань моде, написал свой роман и Пушкин. Легко можно заметить сходство образов, ситуаций, описанных русским и английским авторами: центральный в произведениях является любовная история, существует "треугольник", в котором благородному герою (черты характера также заимствованы Пушкиным у В. Скотта) противостоит некий "злодей"; главный герой теряет свою возлюбленную, но в конце произведения происходит их счастливая встреча; иерархия образов тоже аналогична: главные герои являются вымышленными, а исторические лица появляются редко, выполняют функции раскрытия характеров главных героев и сюжетообразующую.
С другой стороны, несмотря на внешнюю "копированность" "Капитанской дочки", этот роман превзошел романы В. Скотта, которые в наше время рассматриваются в качестве детских произведений, и остается предназначенным для "взрослого", серьезного чтения.
Заметным отличием было и то, что роман написан в форме мемуаров. Надев маску "издателя", Пушкин тем
Таким образом, в "Капитанская дочка" – произведении, где, на первый взгляд, присутствие автора ничем не выражено и сам он максимально отдаляет себя от какого-либо участия в сюжете, – взгляд Пушкина на некоторые вопросы все же можно увидеть в исторических событиях, выбранных для изображения, в том, какие проблемы приходится решать героям и как они это делают. Каждое произведение Пушкина содержит хотя бы маленькую частицу его самого – либо он сам является героем, либо герою принадлежат некоторые черты автора, либо он незримо присутствует, оценивая поступки, характеры героев; "Капитанская дочка" не является исключением.