Гоголь назвал свою повесть «портрет» . потому ли, что портрет ростовщика сыграл роковую роль в судьбе его героев, художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести? или потому, что автор хотел дать портрет современного общества и талантливого человека, который гибнет или спасается вопреки враждебным обстоятельствам и унизительным свойствам натуры? или это портрет искусства и души самого писателя, пытающегося уйти от соблазна успеха и благополучия и очистить душу высоким служением искусству? наверное, есть в этой странной повести гоголя и социальный, и нравственный, и эстетический смысл, есть размышление о том, что такое человек, общество, искусство. современность и вечность сплетены здесь так неразрывно, что жизнь столицы 30-х годов х1х века восходит к библейским размышлениям о добре и зле, об их бесконечной борьбе в человеческой душе. художника чарткова поначалу мы встречаем в тот момент его жизни, когда он с юношеской пылкостью любит высоту гения рафаэля, микеланджело, корреджио и презирает ремесленные подделки, заменяющие искусство обывателю. увидев в лавке странный портрет старика с пронзительными глазами, чартков готов отдать за него последний двугривенный. нищета не отнимает у него способности видеть красоту жизни и с увлечением работать над своими . он тянется к свету и не хочет превращать искусство в анатомический театр и обнажать ножом-кистью «отвратительного человека» . он отвергает художников, у которых «самая природа.. кажется низкою, грязною» , так что «нет в ней чего-то озаряющего» . чартков, по признанию его учителя в живописи, талантлив, но нетерпелив и склонен к удовольствиям житейским, суете. но как только деньги, чудом выпавшие из рамы портрета, чарткову возможность вести рассеянную светскую жизнь, наслаждаться благополучием, богатство и слава, а не искусство становятся его кумиром. своим успехом чартков обязан тем, что рисуя портрет светской барышни, который выходил у него скверным, он смог опереться на бескорыстное произведение таланта - рисунок психеи, где слышалась мечта об идеальном существе. но идеал был не живым и, только соединившись со впечатлениями реальной жизни, стал притягателен, а реальная жизнь обрела значительность идеала. однако чартков солгал, придав незначительной девице облик психеи. польстив ради успеха, он изменил чистоте искусства. и талант стал покидать чарткова, изменил ему. «кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою» , - говорит отец сыну во второй части повести. эти слова почти дословно повторяют слова моцарта в пушкинской трагедии: «гений и злодейство - две вещи несовместные» . но для пушкина добро - в природе гениальности. гоголь же пишет повесть о том, что художник, как и все люди, подвержен соблазну зла и губит себя и талант ужаснее и стремительнее, чем люди обычные. талант, не реализованный в подлинном искусстве, талант, расставшийся с добром, становится разрушителен для личности. чартков, ради успеха уступивший истину благообразию, перестает ощущать жизнь в ее многоцветности, изменчивости, трепете. его портреты утешают заказчиков, но не живут, они не раскрывают, а закрывают личность, натуру. и несмотря на славу модного живописца, чартков чувствует, что он не имеет никакого отношения к настоящему искусству. замечательная картина художника, усовершенствовавшегося в италии, вызвала в чарткове потрясение. вероятно, в восхищенном контуре этой картины гоголь дает обобщенный образ знаменитого полотна карла брюллова «последний день помпеи» , прямой отзыв о которой помещен как статья во второй части сборника «арабески» . но потрясение, испытанное чартковым от прекрасной картины не пробуждает его к новой жизни, потому что для этого надо было отказаться от погони за богатством и славой, убить в себе зло. чартков избирает другой путь: он начинает изгонять из мира талантливое искусство, скупать и резать великолепные полотна, убивать добро. и этот путь ведет его к сумасшествию и смерти. что было причиной этих страшных прев
Пишу тебе это письмо, так как я вынужден прекратить наши отношения. Извини меня за то, что не смог увидеть тебя после бала и перестал у вас бывать. Дело в том, что ты мне очень нравилась, и ради тебя я готов был горы свернуть. Только ради тебя я пришел на губернский бал, чтобы быть поближе и провести как можно больше времени в твоей компании. Но то, что я увидел после бала, в корне изменило наши отношения. Хотя обо всем по порядку. На балу я познакомился с твоим отцом, и он мне показался достойным человеком. Я видел, как вы танцуете мазурку и восхищался. Петр Владиславович отлично выглядит для своих лет - стройный, подтянутый и уверенный в себе мужчина. Учитывая его высокий чин, с таким человеком, наверное, хотят породниться многие молодые люди. Я был тоже не прочь до одного случая. Вернувшись после бала, я долго не мог заснуть и решил пройтись по городу. Ноги меня сами привели к твоему дому, рядом с которым я увидел ужасную сцену. Через толпу людей вели пленного дезертира, которого солдаты жестоко избивали по приказу твоего отца. Эта картина меня ошарашила. Я не ожидал такой жестокости от полковника. В результате, я решил никуда на военную службу не поступать. К тому же, думаю, нам не стоит с тобой видеться. Теперь всякий раз, когда я тебя вижу, то вспоминаю сцену с беглым дезертиром. На мой взгляд, твоему отцу не стоит быть таким категоричным в отношении своих служащих. Это говорит не в его пользу, а только подчеркивает то, что вне работы он носит маску и является двуличным человеком. Мне очень жаль, что на этом нам приходится расставаться. Надеюсь, все в твоей жизни сложится лучшим образом. Любящий тебя,
потому что отца Максима звали Максим