Памяти павших будем жостойны пока из могилы не поднялся покойник, пока его кости скрывает земля люди! достойно ведите себя! в час когда сумерки скрыли границу, в даль зорко смотрели суровые лица, но словно лавина в ущелье сошла со всех направлений погибель пришла имен их надгробья не знали, вот так корнями прикрыты могилки солдат их прах среди ветра качает хлеба, но души их волнует судьба того городка иль поселка где дом когда покинутый, где был рожден где старость не встетит уже никогда, где детям с женой похоронка пришла. где вырастут внуки не зная войны их помнят всё меньше россии сыны всё чаще за деньги свободу свою продать наровят небывал кто в бою родство позабылось, теперь патриот не тот справедливый, а тот кто орет всё громче под флагом заморской страны о международном призванье страны ненужно нам хлеба, канада нам друг скотом аргентина насытит всё в круг германец который твой род истреблял сегодня нам другом, товарищем стал мы рынок для многих открыли врагов сей факт беспокоит уже мертвецов за что воевали, погибли друзья в час тот предрассветный когда их земля подверглась атаке, когда грозный враг колонию в землях восточных . простите погибшие в силах моих прожить жизнь достойней, честнее других, и самодостаточной сделать страну в которой родился, живу и умру.
Василий Иванович Белов вошёл в литературу в 60-е годы как автор «деревенской» прозы. В повести «Привычное дело» описывается жизнь колхозной деревни того времени, жизнь семьи Ивана Африкановича Дрынова. Он сам работает в колхозе – то возчиком, то косит, то пашет; жена его, Катерина – на ферме. У них девять детей мал мала меньше, с ними старая бабушка, мать Катерины, и, конечно, им приходится очень тяжело. Жизнь в северном вологодском колхозе можно назвать выживанием: платят за тяжёлую работу гроши, для коровы – семейной кормилицы – негде накосить сена, и косить приходится украдкой по ночам, да ещё далеко, на лесных полянках. Урожаи на здешней земле невысоки, работать в поле некому – на всю деревню один тракторист, молодёжь уезжает в город. Посаженная по указанию начальства кукуруза наглухо зарастает сорняком. От такого тяжёлого экономического положения, можно сказать, развала колхоза жизнь многодетной семьи особенно беспросветна. Катерина бьётся с утра до ночи в работе, не замечая, как подкравшаяся болезнь сводит её в могилу. Иван Африканович в итоге остаётся один с детьми. Герой для русской литературы послевоенных лет несколько необычен. Это человек «из народа», воевал, теперь работает в родном колхозе. Но особенность его характера в том, что его нельзя назвать положительным героем, хотя он, безусловно, яркая личность. Ему хорошо знаком любой крестьянский труд, он и рыболов, и охотник, и лодку может вытесать из подходящей осины. Но он не слишком удачлив, с ним всегда что-то происходит, особенно если выпьет. То заснул, выпивший, в чужой бане, а лошадь везла в сельпо товары, пришла сама в конюшню, но повредились два самовара из привезённых товаров – надо выплачивать их стоимость. То его оштрафуют за самовольно накошенное сено. То в поезде он оказывается без билета, без вещей и без денег – отстал от поезда шурин Митька, у которого всё это осталось. Катерина считает его ещё одним своим ребёнком. Он не злой человек – только однажды спьяну чуть не затеял он драку, так что его пришлось связать. Он, скорее, человек добрый, с покорной терпеливостью принимающий все удары судьбы. Лишь однажды кончилось его терпение: когда отобрали сено (а без коровы девятерых детей зимой не прокормить), он, по совету того же Митьки, пошёл требовать справку в правление, чтобы поехать на заработки в город. В правлении справку дать отказались – ведь по ней можно получить паспорт и уехать из колхоза. И тут Иван Африканович почувствовал себя как на фронте, «когда враз исчезал и страх, и все мысли исчезали, кроме одной: «Вот сейчас, сейчас!» И, закричав, схватив кочергу у печки, он сумел вытребовать злополучную справку и снова стал «прежним, смирным», и «тяжело и понуро направился к двери», жалея при этом председателя. Он прекрасно понимает, что председатель не даёт справки не по злому умыслу, а по своему служебному долгу, но ему от этого не легче. Нравственные принципы Ивана Африкановича таковы, что он лишился своего сена из-за того, что отказался по требованию уполномоченного составить список соседей, которые тоже тайком косили сено. Ему проще отдать своё, чем доносить ради своей выгоды на других. Но главное в жизни Ивана Африкановича – его жена, Катерина, их огромная, всепоглощающая любовь друг к другу. И самое страшное в его жизни – её смерть. Эту потерю он переживает глубоко трагически, только мысли о детях заставляют его встряхнуться, прийти к повседневным заботам. Но что-то словно надломилось в нём. Он никогда не был верующим, но, услышав молитвы старухи-тёщи, приходит на могилу жены и разговаривает с нею, размышляет о жизни и смерти, о бессмертии души. Эти скорбные философские размышления не могут не вызывать искреннего сочувствия к герою. Герой Василия Белова – простой человек, со своими достоинствами и недостатками, с яркой и образной вологодской речью, трагический в своём горе и вызывающий сострадание и восхищение стойкостью под ударами судьбы.