Текст повести «Трудно быть Богом» рекомендуется взять в библиотеке или воспользоваться Интернетом.
Во и задания
Ваши первые впечатления, размышления, оценки
1. Какое впечатление складывается у вас о порядках на планете после чтения диалога Руматы с местным ее жителем Киуном?
2. О чем говорят читателю детали описания серого патруля и корчмы? (гл. I)
3. Выполняя задание посланника Земли, Румата постоянно помнит о требовании «базисной теории» Института экспериментальной истории быть терпеливым и терпимым, не забывать вести себя «как замаскированный Бог».
В какой ситуации Румата впервые призывает себя быть спокойным, «как Боги»? Легко ли ему было сделать это? Что он вспоминает из текста Библии, по-вашему, в этот момент? (гл. I)
4. Прочитайте выразительно описание народа королевства Арканарского. Почему беззащитных и добрых его жителей авторы называют людьми, «далеко обогнавшими свой век»?
Углубимся в текст повести
5. Как нужно понимать, что жители Арканары не моются, но зато много молятся? Почему в повести на этом заостряется внимание? (гл. II)
6. В чем заключалась в королевстве служба придворных принцев? Как выражено критическое отношение Руматы к своим обязанностям? Отметьте в их описаниях элементы иронии и комизма. (гл. II)
7. Искренно ли Румата называет Патриотическую школу «гнездом мудрости»? Каковы методы обучения в ней? (гл. II)
8. В книге отца Кина «Трактат о доносе» сказано, что в их государстве умные «не надобны», а «надобны верные». Румата назвал эту книгу глупой. Можно ли утверждать, что он четко выполняет свое задание не вмешиваться в порядки на этой планете? (гл. II)
9. Каким образом Румата надеется ученых, книгочеев планеты от истребления их главарем банды Вагой Колесом? Какие действуют в этом королевстве? Каков подтекст в описании этого отрывка? (гл. II)
10. Румата задается во есть ли для таких «чудовищных властолюбцев», как Вага Какие последствия видит посланник Земли для государства, в котором штурмовики с топорами разгуливают по главным улицам города? Какой страшный конец предсказывает он этому государству? (гл. III)
11. Какие чувства испытывает Румата, не имеющий возможности хотя бы немногих честных и талантливых людей этой планеты? И какие, вместе с тем, бедственные последствия предвидит он, если эти люди захотят активно выразить свой протест? (гл. III)
12. Как описан в повести министр охраны короны Рэба? Какие методы он использовал для личного возвышения по службе? Почему в повести он назван оборотнем? (гл. III)
13. Отметьте сатирические приемы при описании придворного общества во главе с фавориткой короля Оканой. (гл. IV)
14. Есть ли результаты усилий Руматы, пытающегося представителей культуры от опустошительных действий министра охраны короны Рэбы? (гл. III)
15. Что думает о себе Румата, замечая, что стал употреблять «оскорбительные словечки»? Что, несовместимое с пониманием Бога, он, как замечает сам, начинает утрачивать? (гл. V)
Казалось бы, что сказочного может быть в обычной занесенной метелью украинской деревеньке? Однако же оказывается, что «многоуважаемая» многими жителями села Солоха, мать кузнеца Вакулы, — ведьма. А козак Пацюк — бывший запорожец — умеет есть вареники, даже не прибегая к рук: они сами, окунаясь в сметану, прыгают ему в рот. И это только начало. Стремясь воспользоваться последней перед Рождеством возможностью навредить добрым и честным людям, сам черт, хитрый, воровитый и нахальный, явился к жителям Диканьки.
Для начала он, ни много, ни мало, украл с неба месяц, потому что темные делишки гораздо лучше удаются именно мрачной, беспросветной ночью. Однако не удалось разгуляться нечистой силе, ведь за черта взялся сам кузнец Вакула! И пришлось чертяке, отбрабатывая собственные грехи, возить кузнеца на шее то в Петербург, на прием к самой царице, то обратно в деревню.
Вот какие веселые и часто непредсказуемые события ожидают читателя, взявшегося за удивительную повесть Н. В. Гоголя. Розыгрыши и народные песни, приключения и любовь, сказка и быт украинского села никому не дадут заскучать, если вы перелистаете книжные страницы.
Николай Васильевич Гоголь родился в Украине в местечке Сорочинцы Полтавской губернии. Детство и юность Гоголя в деревне Васильевка. По вечерам молодежь собиралась послушать рассказы о старом времени, о чудесах. «Тут-то бывали настоящие «вечера на хуторе» , которые Николай Васильевич.. . поместил близ Диканьки, тут-то он видал этих неистощимых балагуров, этих оригиналов и деревенских франтов, которых изобразил потом» , — утверждал первый биограф Гоголя, украинский писатель Пантелеймон Кулиш. В повести «Ночь перед Рождеством» автор с фантастических приемов изобразил реальную жизнь украинского народа, с ее радостями и печалями, весельем и заботами, мечтами и переживаниями.
Следуя традициям народного творчества, Гоголь изображает жизнь своих героев в постоянной борьбе с человеческими пороками: завистью, злобой, невежеством, хитростью и жадностью. Эти отрицательные, враждебные народному характеру черты автор воплощает в сказочных образах черта, ведьмы и другой нечистой силы. Они предстают в повести на фоне реального украинского быта: у Солохи в хате валяются пустые мешки, кум и богатый казак Чуб бродят по заснеженной улице в поисках шинка, молодежь колядует под окнами и поет веселые песни.
Ведя упорную и непреклонную борьбу с природой и враждебными силами, народ испытывает потребность приукрасить и возвеличить эту борьбу. Поэтому образы сказочных героев и рассказы об их похождениях пронизаны юмором. Лукавая и лицемерная Солоха превращается в ведьму, а находчивому и энергичному Вакуле противопоставлен хитрый, но незадачливый черт.
В образах отрицательных персонажей повести нет ничего мистического, их похождения вызывают не страх, а веселый, добродушный смех. Так, например, вполне обыденно описано появление на небе ведьмы: «Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на помеле» . Сказочные персонажи гармонично вплетаются в создавшую их вольную народную жизнь и наполняются всеми ее богатыми красками. Ведьмы и черти часто вмешиваются в повседневную жизнь героев. И люди даже заставляют нечистую силу служить им, устранять препятствия на их пути к счастью.
Жизнерадостным, добрым чувством наполнена вся повесть. Гоголь создает прекрасную сказку, в которой изображает жизнь такой, какой она должна быть и какой представляется народу в его мечтах.