Душевная драма Катерины в пьесе Островского «Гроза».
Основу сюжета драмы Островского «Гроза» составляет внутренний конфликт Катерины. Для неё главное — быть свободной. «В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца» - писал Н.А. Добролюбов в своей критической сатье. Катерина чиста душой, она верующая, боится не людской молвы, а Божьей кары. Внутренние моральные устои не позволяют ей лгать, притворяться. Измена законному мужу для нее — величайший грех. Но жить в нелюбви девушка не в состоянии. Существовать во внутреннем конфликте с собой она не в силах, как и не готова она согласиться на неполную, неподлинную жизнь. Героиня «не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен за её живую душу». По мнению Добролюбова, «жить в «тёмном царстве» хуже смерти». Катерина делает выбор: лучше не жить вовсе, чем мучиться в «тёмном царстве». Смерть для Катерины — избавление. Н.А. Добролюбов говорит о финале драмы: «Тихон, бросаясь на труп жены, вытащенный из воды, кричит в самозабвении: «Хорошо тебе, Катя ! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!». Слова Тихона заставляют зрителя подумать обо всей этой жизни, где живые завидуют умершим, да еще каким — самоубийцам !». Как бы Катерина не обвиняла тот уклад, где «всё как будто из-под неволи», как бы не убеждала себя: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь», - про себя она знает, что не внешние силы выступают тем главным, роковым препятствием, преодолев которое только и возможно обрести минувшее счастье. Свобода ценой обмана, измены мужу — это уже не свобода. Это скорее скольжение над пропастью, куда «кто-то толкает, а удержаться... не за что». Катерина терзается неразрешимостью таких вопросов: Как сохранить единство с миром, в котором нарушен нравственный закон ? И как сохранить этот закон в себе, вступая в борьбу с враждебным, не к возрождению миром ? Она не в состоянии найти на них примиряющий ответ. От изначального представления о мире как о «рае» она приходит к образам «ада» и «пропасти», ведущей в ад, и в этой пропасти жаждет найти начало новой, счастливой жизни. Но слишком много внешних и сокровенных причин мешает Катерине чувствовать себя счастливой по её внутренним меркам, по собственным моральным законам. Видимо, для неё самоубийство оказывается единственным выходом и ей остается только отказаться от жизни, чтобы вернуться к самой себе — к той, которая не знала противоречий мира действительного и могла, подобно ангелам, с высоты светло взирать на землю: «Глядела бы
Комедия "Недоросль" была написана Дмитрием Ивановичем Фонвизиным в 18 веке, когда главным литературным направлением являлся классицизм. Одна из особенностей произведения — "говорящие" фамилии, поэтому автор назвал главного героя Митрофаном, что означает "являющий свою мать". Вопрос о ложном и истинном воспитании заключен в названии. Не зря в современном русском языке слово недоросль означает недоучка. Ведь Митрофан ничему положительному не научился в свои шестнадцать лет, хотя мать нанимала ему учителей, но делала она это не из любви к грамоте, а только потому, что так повелел Петр 1. Простакова не скрывала этого "… ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!.." Положительные умные герои, такие, как Правдин, Стародум, говорили: "… имей сердце, имей душу и будешь человеком во все времена..." Они презирают людей трусливых, несправедливых, бесчестных. Стародум считал, что не обязательно ребенку оставить много денег, главное воспитать в нем достоинство. "… Золотой болван — все болван..." Характер человека формируется в семье, а каким человеком мог стать Митрофанушка? Он перенял у матери все пороки: крайнее невежество, грубость, жадность, жестокость, презрение окружающих. Не удивительно, ведь родители — всегда главный пример для подражания детям. А какой пример могла подать своему сыночку госпожа Простакова, если если она позволяла себе на его глазах хамить, грубить, унижать окружающих? Конечно, она любила Митрофана, но в связи с этим сильно избаловала его: — Поди ж дай позавтракать ребенку. — Он уж и так пять булочек скушал. — Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! извольте смотреть. "… Митрофанушка, коли ученьетак опасно для твоей головушки, так по мне перестань..." Влияние матери и крепостничества совратило Митрофана — он растет невеждой. Учителя так же не могли дать достойного образования Митрофану, ведь они были такими же недоучкми. Кутейкин и Цифиркин не перечили и не заставляли недоросля учиться, а ему и не интересен этот процесс. Если что-то не получалось, мальчик бросал дело и приступал к другому. Три года он уже учился, а нового ничего не узнал. "… Не хочу учиться, хочу жениться..." Этим учителям госпожа Простакова предпочитает бывшего немецкого кучера Вральмана, который не утомляет ее сыночка, и если он устал, конечно, отпустит замаявшегося ребенка. В итоге любимый сынок доводит мать до обморочного состояния своим равнодушием к ее чувствам, предательством. "… Вот злонравия достойные плоды!" Эта реплика Стародума говрит о том, что подобное воспитание приводит к бессердечию, к непоправимому результату. В финале Митрофан является образцом бессердечия. Я думаю, проблема воспитания была, есть и будет, наверное, всегда. Именно поэтому современному читателю будет интересна и полезна комедия "Недоросль". Она раскроет последствия недостойного воспитания, данного главному герою. Заставит задуматься как юных читателей, так и их родителей
Душевная драма Катерины в пьесе Островского «Гроза».
Основу сюжета драмы Островского «Гроза» составляет внутренний конфликт Катерины. Для неё главное — быть свободной. «В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца» - писал Н.А. Добролюбов в своей критической сатье. Катерина чиста душой, она верующая, боится не людской молвы, а Божьей кары. Внутренние моральные устои не позволяют ей лгать, притворяться. Измена законному мужу для нее — величайший грех. Но жить в нелюбви девушка не в состоянии. Существовать во внутреннем конфликте с собой она не в силах, как и не готова она согласиться на неполную, неподлинную жизнь. Героиня «не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен за её живую душу». По мнению Добролюбова, «жить в «тёмном царстве» хуже смерти». Катерина делает выбор: лучше не жить вовсе, чем мучиться в «тёмном царстве». Смерть для Катерины — избавление. Н.А. Добролюбов говорит о финале драмы: «Тихон, бросаясь на труп жены, вытащенный из воды, кричит в самозабвении: «Хорошо тебе, Катя ! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!». Слова Тихона заставляют зрителя подумать обо всей этой жизни, где живые завидуют умершим, да еще каким — самоубийцам !». Как бы Катерина не обвиняла тот уклад, где «всё как будто из-под неволи», как бы не убеждала себя: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь», - про себя она знает, что не внешние силы выступают тем главным, роковым препятствием, преодолев которое только и возможно обрести минувшее счастье. Свобода ценой обмана, измены мужу — это уже не свобода. Это скорее скольжение над пропастью, куда «кто-то толкает, а удержаться... не за что». Катерина терзается неразрешимостью таких вопросов: Как сохранить единство с миром, в котором нарушен нравственный закон ? И как сохранить этот закон в себе, вступая в борьбу с враждебным, не к возрождению миром ? Она не в состоянии найти на них примиряющий ответ. От изначального представления о мире как о «рае» она приходит к образам «ада» и «пропасти», ведущей в ад, и в этой пропасти жаждет найти начало новой, счастливой жизни. Но слишком много внешних и сокровенных причин мешает Катерине чувствовать себя счастливой по её внутренним меркам, по собственным моральным законам. Видимо, для неё самоубийство оказывается единственным выходом и ей остается только отказаться от жизни, чтобы вернуться к самой себе — к той, которая не знала противоречий мира действительного и могла, подобно ангелам, с высоты светло взирать на землю: «Глядела бы