Васина дорога к правде и добру
1. В повести Короленко "В дурном обществе" рассказывается о трогательной дружбе троих детей - Васи, Валека и Маруси. Само повествование также ведется от лица ребенка. Рассказчик и главный герой повести - мальчик Вася, сын местного судьи. Несмотря на то, что происходит Вася из зажиточной семьи, он заводит дружбу с двумя нищими ребятишками, живущими в заброшенной часовне.
2. "Дети подземелья" - Валек и Маруся - становятся верными друзьями Васи. Вася очень одинок: его отец после смерти жены - васиной матери - замкнулся в себе и почти не обращает внимания на ребенка. Отец любит Соню, васину младшую сестренку, потому что она похожа на покойную жену. До Васи отцу почти нет никакого дела, его не интересует, что чувствует, чем живет старший ребенок. Вася часто бродит по городку, предоставленный сам себе Именно в дружбе с Валеком и Марусей Вася находит то, чего был лишен дома - искренность и понимание. Дружба с этими ребятишками меняет Васю, формирует его характер.
3. В отношении к "детям подземелья" провалились лучшие качества Васи: доброта, чуткость, человечность, щедрость. Вася чем может старается своим друзьям. Правда, может он немного: принести яблок из сада, угостить их сладостями, отложенными с ужина. Когда Маленькой больной Марусе становится хуже, Вася решается на отчаянный поступок: он приносит девочке дорогую и очень красивую куклу. Марусе даже ненадолго становится лучше. Но, к сожалению, чуда не случилось, и девочка умерла. Обнаружив пропажу игрушки, отец Васи приходит в ярость. Он думает, что сын продал куклу. Узнав о том, как все было на самом деле, васин отец наконец-то понимает, что его сын - добрый и милосердный человек.
Басня – «небольшая сказочка нравоучительного характера, в которой действующие лица — чаще животные, а также неодушевленные предметы, но нередко и люди». В России самым известным баснописцем был И. А. Крылов («Стрекоза и муравей», «Мартышка и очки», «Ворона и лисица»).
2. Аллегория (от греческого «иносказание») – «выражение отвлеченного, абстрактного содержания мысли (понятия, суждения) посредством конкретного (образа), напр., изображение смерти в виде скелета с косой, правосудия в образе женщины с завязанными глазами и с весами в одной руке и мечом в другой. Тем самым, в аллегории конкретный образ получает абстрактное значение, обобщается, сквозь образ созерцается понятие».
3. Олицетворение (синонимичный термин – персонификация) – «стилистический термин, разновидность метафоры, обозначающий изображение неодушевленного или абстрактного предмета как одушевленного». В качестве примера олицетворения можно привести следующие выражения: звезды глядят, солнце уснуло и т.п. Многие выражения настолько вошли в обиход, что их метафоричность не ощущается говорящими: время идет, метель завывает и т.п.
Для определения понятия «мораль» обратимся к Философскому словарю: «Одна из форм обществ. сознания духовного существования личности, один из духовных рычагов развития общества. В сфере морального сознания развивается отношение человека к миру и к самому себе, которое находит выражение в оценке с позиций добра и зла поведения людей, обычаев, характера, убеждений».
Объяснение:
В трагедии «Гамлет» (1601) Вильям Шекспир отобразил трагедию гуманизма в современном мире. Гамлет, принц датский, - прекрасный образ гуманиста, который столкнулся с реальным миром, где властвует обман. Коварное убийство отца Гамлета раскрывает перед сыном то зло, которое властвует у государства Месть за убийство отца для Гамлета превращается в обязанность, кровную месть. Гамлет не может смириться с существующей несправедливостью. Жажда мести становится для него не просто личным делом, а перерастает в большую историческую задачу - восстановление справедливости в стране. Тем не менее, в этой борьбе Гамлет ставит в укор себе за медленность и бездеятельность. Иногда высказывается мысль о том, что Гамлет - не волевой человек, а мыслитель и наблюдатель, который не на решительные действия. Но это не так. В образе главного героя показана и сила чувств, которой отличались люди эпохи Возрождения. Он тяжело переживает гибель отца и предательское замужество матери. Гамлет любит Офелию, но не находит рядом с ней счастье. Его жестокость и обидные слова свидетельствуют о силе любви к Офелии и разочарование.
Гамлет отличается благородством, он мыслит и действует, исходя из высоких гуманистических представлений о человеке. Именно такими высокими моральными требованиями к человеку объясняется его состояние, которое является результатом столкновенья с окружающим миром вранья, зла, измены и кощунства. Гамлет на крепкую и верную дружбу. В своих убеждениях он стоит в стороне от феодальных представлений. Людей он ценит за личные качества, а не за статус в обществе. Единым его близким другом является студент Горацио. Гамлету присуще пренебрежительное отношение к царедворцам, тем не менее он находит много общего с людьми искусства - актерами. Его любит народ, о чем с тревогой говорит король.
Гамлет - человек философской мысли. В отдельных фактах он умеет видеть выражение общих явлений. Но от активных действий его удерживает не к раздумьям, а те нерадостные выводы, к которым он приходит в результате раздумий над тем, что происходит вокруг. Все, что происходит при дворе, приводит Гамлета к обобщенным выводам о том, кто он, которое он занимает место в мире и что он может изменить. Если в мире есть возможным нераскрытое и непоправимое преступление, если в нем гибнут настоящие ощущения, в частности честность, верность, любовь, дружба, справедливость, то мир перевернулся. Мир воображается Гамлету или огородом, который зарос сорняком, или тюрьмой с жестким режимом и контролем. Гамлет называет мир «буйным садом», плодами которого является зло и коварность.В известном монологе «Быть или не быть» Гамлет относит под сомнение ценность жизни. Пересчитывая всяческие несчастья человека, он изображает обычаи общества. Действительность он воспринимает, как невыносимо трудную ношу для человека, но ему приходится терпеть гнет вседозволенности.Грандиозность задачи и невозможность её воплощения объясняет всю сложность внутреннего мира Гамлета и определяет его действия. В жизни «нечестной игры», в которой возможен обман и подлость, он не может найти себе место и не может найти методы борьбы с несправедливостью. Масштабы зла угнетают Гамлета, вызывают в нем разочарование, осознание собственного бессилия. Человек и мир воспринимаются Гамлетом по-иному, не так, как раньше.Таким образом, Гамлет сталкивается не со случайным злом, не с единичным врагом, а с целым вражеским обществом. И именно потому, что ему приоткрываются законы этого общества, он ощущает недостаточность собственных сил в борьбе со злом.Сюжет трагедии «Гамлет», навеян социальным устройством Англии того времени, но значение этой трагедии выходит за рамки определенной страны и исторической эпохи. Изображенная в трагедии картина угнетения и тиранства, процветание подлости и лживости, к сожалению,характерна для всех времен. Поэтому трагедия большого драматурга не теряет своей актуальности в наши дни. А образ Гамлета является воплощением благородного и одинокого борца со злом.