Гёте не только поэт,он философ,мыслитель.Рассуждая на тему бытия,автор говорит с читателя через персонажи. Фауст стремился к понятию идеала,он ищет истину и смысл бытия.В чём он,простой смысл жизни?Доктор пытается искать ответ изучая науки,но это лишь теория,оторванная от реальной жизни.Он не обретает свободу от своих познаний,наоборот,он начинает осмысливать жизнь с другой стороны.Искушения Мефистофеля не впечатляют Фауста,он быстро теряет интерес к утехам.Любовь к Маргарите увлекает Фауста,он очарован,но не бросает поисков истины.Глубокое чувство делает Фауста счастливым,но не надолго,идеал отношений не даёт понимания смысла жизни для доктора.Через любовь к Маргарите ,Фауст понимает ответственность перед другим человеком,он разделает вину со своей возлюбленной,но это не делает его свободным. Лишь глубоким старцем,Фауст понимает смысл жизни и обретает свободу.Чтобы стать свободным,каждый человек должен служить людям,приносить пользу,в этом призвание людское.Живя для других,человек ежедневно сражается за жизнь и свободу всего человечества.Отдавая себя своему делу,служа людям,Фауст понял,что для него важно.Уважение простых и незнакомых людей,за доктора,которой боролся со смертью ,за жизнь других,не боясь погибнуть самому.Служение людям-это и есть смысл бытия и это обрести свободу.Мефистофель бессилен перед истиной,он проигрывает пари. "Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идет на бой. " Гёте "Фауст"
В ранний период творчества Антон Павлович Чехов пишет серию юмористических рассказов, в которых смеется над различными недостатками людей. В небольшом произведении «Хамелеон» раскрывается тема хамелеонства. Писатель от души смеется над людьми, меняющими свою точку зрения в зависимости от обстоятельств.
Сюжет чеховского рассказа предельно прост: полицейский надзиратель Очумелов, проходящий через базарную площадь, видит следующую картину: золотых дел мастер Хрюкин кричит на собаку, которая его укусила.
Отношение к происшествию у Очумелова меняется в зависимости от принадлежности собаки: если собака бездомная, то надзиратель говорит строго кашляя: «Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать!.. Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот!..» Узнав о том, что собака, возможно, генеральская, Очумелова сразу бросает в жар, он просит городового Елдырина снять с себя пальто и говорит уже совершенно по-другому: «Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб соврать….». Резкая смена отношения Очумелова к ситуации, хамелеонство надзирателя свидетельствуют о его при характере. С одной стороны, герой хочет выслужиться перед генералом, с другой – показать простому люду свою значимость. Тема хамелеонства показана не только в изображенной юмористической ситуации, но и раскрывается через речь персонажей. Узнав о том, что собака является собственностью генеральского брата, Очумелов говорит, умиляясь: «Ишь ты. Господи… Соскучились по братце… А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад… Возьми ее… Собачонка ничего себе… Шустрая такая… Цап этого за палец! Ха-ха-ха… Ну, чего дрожишь? Ррр… Рр… Сердится, шельма… цуцык этакий…». Полицейский надзиратель готов заискивать не только перед господами, но и перед их поваром и даже собакой.
Хамелеонство Очумелова свидетельствует о продажности полицейских, их зависимости от сильных мира сего. Свысока относясь к своим подчиненным, герой готов сам пресмыкаться перед людьми, обладающими властью, деньгами.
Итак, тема хамелеонства является основной в юмористическом рассказе А.П. Чехова «Хамелеон» и дана через забавное описание небольшого недоразумения, произошедшего на базарной площади в один из рыночных дней.
Мне кажется , что их тут несколько:
1. Добро всегда побеждает зло.
2. Все тайное, всегда становится явным.
3. Даже пропетая преувеличенная восторженная похвала , не дает безопасности от гнева Тирана и не предоставляет защиты.