Тукай умер очень молодым, в 27 лет. Невольно вспоминаются строки азербайджанского поэта Низами Гянджеви из поэмы «Искандарнаме» о пророческой миссии великих исторических личностей, художников, поэтов:
В двадцать семь, как пророк,
Покидая наш дол,
Он пожитки скитанья сложил и ушел.
Перевод К. Липскерова
Несмотря на то, что творческий путь Тукая составил всего семь-восемь лет, он сумел ярко раскрыть свой многогранный талант выдающегося поэта-лирика, сатирика публициста, журналиста и глубоко отразить в своих произведениях все то новой, прогрессивное, что принесло начало нового века татарскому народу.
Уставший от многовекового колониального гнета, татарский народ услышал в поэзии Тукая выражение своей мечты о свободе и счастливом будущем. Его стихи, одухотворенные высокими национальными идеалами, долетали до самых темных уголков татарских деревень и затрагивали самые тонкие струны народной души. Их заучивали наизусть, пели, музыканты-самоучки писали на них музыку. Его стихи становились песнями самого народа. Как писал Галимджан Ибрагимов, Тукай «обладал умением высказать то, что было в сердце народа, но что сам народ не умел выразить». Умение художественно отразить глубинные течения национальной жизни, исторической и духовно-культурной памяти было главной причиной необычайного успеха тукаевской поэзии в народе. Говоря о своем гражданском долге перед обществом, перед нацией, в письме своему другу, поэту-романтику Сагиту Рамиеву Тукай писал: «Ведь я не только чистый поэт, как ты. Я еще и дипломат, и политик, и общественный деятель. Мои глаза многое видят, уши многое слышат». Это очень характерное высказывание. Действительно, Тукай был не только Гением поэзии, но и талантливым прозаиком, пламенным публицистом, журналистом, историком, философом, общественно-политическим деятелем, дипломатом своего народа, горевшим страстным желанием вывести его на путь приобщения к достижениям мировой цивилизации.
Тукай и русская литература
Литературные интересы Тукая чрезвычайно широки. Будучи поэтом большого общественного и эстетического диапазона, он вбирал опыт всюду: на Западе и Востоке. Огромное идейно-художественное воздействие на творчество татарского поэта оказала русская литература с ее гуманистическим и обличительным пафосом. Богатый идейно-художественный опыт русского реализма и романтизма Тукаю обнажить общественно-политические и социальные противоречия и откликнуться на самые злободневные духовные за татарской действительности.
Первое знакомство Тукая с произведениями русской литературы происходит в Уральске. Во время учебы в медресе он посещает трехгодичный русский класс. Под руководством учителя Ахметши в нем вспыхивает любовь к русской литературе, к ее выдающимся представителям. В 1902-1904 годах, еще до появления своих печатных произведений, он переводит прозой и адаптирует для детей более 70 басен И. А. Крылова. Впоследствии реалистические традиции басен Крылова оказались востребованными в формировании критико0-обличительных мотивов творчества Тукая.
Симптоматично и то, что первым печатным произведением тукая является «Сон мужика» (1905) – вольное переложение стихотворения А. В. Колцова «Что ты спишь, мужичок?» о горькой крестьянской доле. Тукая интересовало творчество многих русских поэтов. В их числе можно назвать И. И. Дмитриева, А. Е. Измайлова, А. Н. Майкова, А. Н. Плещеева, И. С. Никитина, В. А. Жуковского, Н. И. Позднякова, К. Д. Бальмонта и др.
Запорожец весь вечер рассказывал приятелям разные небылицы и диковинные истории, а к ночи замолк, наконец сознался, что продал свою душу дьяволу и в эту ночь срок расплаты. Дед пообещал не спать всю ночь, чтобы запорожцу. Стемнело и путешественники были вынуждены остановиться на ночлег в ближайшем кабаке, где все уже спали. Скоро заснули и дедовы попутчики, а ему одному пришлось нести караул. Он всеми силами боролся со сном и возы все осмотрел, и коней проведал, и трубку закурил - но ничего не могло его взбодрить. Проснулся он поздним утром и никого не нашел ни запорожца, ни второго приятеля, и самое ужасное шапка с грамотой и деньгами пропала. И черта он бранил, и совета у чумаков в кабаке спрашивал, ничего не добился. Только кабатчик за пять злотых сказал деду, где черта найти, чтобы грамоту назад получить.
Ночью отправился дед по еле-еле приметной тропинке, которую ему кабатчик указал, через лес. И вышел к огню, вокруг которого страшные рожи сидели, сел с ними. Сначала долго молчали, а потом дед начал свое дело говорить - рожи уши насторожили и лапы к нему протянули, кинул дед все деньги свои, задрожала земля и оказался он в самом пекле. Вокруг чудовища, черти, ведьмы и все пляшут какой-то чертовский танец. Смотрит он стол и весь заставлен всякими вкусными блюдами, но что не возьмет дед, все в чужой рот попадает. Разозлился дед, забыл страх, стал ругаться страшной бранью. Нечисть расхохоталась, а одна ведьма предложила деду три раза с ней в дурака сыграть: если выиграет шапка его, а проиграет - не выйдет на белый свет из пекла. Дважды дед в дураках остался, хоть и карты второй раз хорошие были, и сдавал сам. Сообразил и третий раз потихоньку перекрестил карты - и выиграл. Получил назад свою шапку, да еще и расхрабрился - коня своего назад требует, обещал перекрестить все бесовское общество святым крестом. Но ему лишь кости его коня выдали. Дед заплакал, а черти его и дали ему своего коня, конь понесся через болота и провалы, над пропастями с огромной скоростью. Дед не удержался и свалился с коня, а очнулся на крыше своего дома, весь в крови. Дома к нему бросились перепуганные дети, показывая на его мать, которая спала сидя на лавке и подпрыгивала во сне. Разбудил дед жену, ей тоже чертовщина снилась. Решил он освятить хату по возвращении и поехал к царице. Там, он насмотрелся всяких диковинных вещей и забыл о чертях. А черти отомстили ему за то, что помедлил хату освятить, каждый год ровно в тот самый день, заставляя его жену против воли плясать.