ответ:Байбородин Анатолий Григорьевич – талантливый российский писатель. Родился в 1950 г. в с. Сосново-Озерское Еравнинского р-на Республики Бурятия. Отец Григорий Григорьевич, уроженец с. Укыр, коренной сибиряк, забайкальский крестьянин-«гуран». Мать Софья Лазаревна Андриевская – «семесюха», уроженка с. Красный Чикой. Андриевские, обретшие на польской земле шляхетскую фамилию и сосланные в Забайкалье, строго соблюдали старую православную веру. Но, перебравшись в Еравну, старики постепенно «обмирщали», от старой веры осталось только двуперстное знамение. А молодежь в советское время росла безбожниками.
Анатолий Байбородин «вырос и заматерел без старой веры православной и крестился уже немолодым». Хотя А.Г. Байбородин нестарообрядец, семейские крови дают о себе знать: «Так или иначе, семейская обрядовая культура, быт семейских меня всегда волновали, притягивали. В них, семейских, чуть не до последних лет стойко хранилось и славянское язычество от начала христианства на Руси. Словом, они более русские в чистом виде». Именно это подвигло его к составлению сборника «Русский месяцеслов: обычаи, обряды, поверия, приметы русского народа» (Иркутск. 1998 г.), удостоенного престижной премии «Отчий дом имени братьев Киреевских» (1999 г.) А.Г. Байбородин, провинциальный юноша, сам пробил себе дорогу в жизни и литературе. После окончания Иркутского гос. ун-та (отд. журналистики) работал в сельских и областных газетах. Много писал. Его творчество одобрили и высоко оценили выдающиеся российские писатели Валентин Распутин, Виктор Астафьев, Владимир Личутин. В своем творчестве Анатолий Байбородин достиг больших высот. Он автор повестей «Отхон» (Иркутск. 1983), в новой редакции «Поздний сын» (Москва. 1991); книгу очерков «Яко богиню землю нареки» (Москва. 1991); сборник деревенских баек «Диво» (Иркутск. 2003); избранные произведения «Воля» (Иркутск. 1998); составитель книги «Россия древняя и вечная»; сборник избранных произведений «Утоли мои печали». Его произведения печатались в московских, сибирских журналах, в коллективных сборниках, а также в Чехословакии, Германии, Франции. О творчестве писателя имеется свыше 20 публикаций известных литературоведов.
Он лауреат Всероссийских премий: «Литературная Россия» (1979), «Традиция» (1995), «Отчий дом имени братьев Киреевских» (1999), лауреат Всероссийского литературного конкурса им. Василия Шукшина. Член Союза писателей России. Преподает в Иркутском гос. ун-те.
Анатолий Байбородин пишет: «Мне всегда жаль, что никто еще не мог написать с великой любовью к семейскому русскому народу, с низким поклоном их ладу, их поэтическим обрядам, их нравственной чистоте. Тут нужно писать в Беловском («Лад») и Распутинском духе. Может быть, такой писатель еще явится…».
А.Г. Байбородин дружен с доктором исторических наук Ф.Ф. Болоневым, участвовал вместе с ним в 1992 г. в фольклорно-этнографической экспедиции.
Остается только мечтать, что Анатолий Байбородин возьмется за тему семейщины и раскроет ее щедрое богатство души, ярчайшую стихию семейской речи. Это под силу такому чародею слова, каким является талантливый российский писатель Анатолий Байбородин.
П.Ф. Калашников.
Первая встреча
Урок начинается с вступительного слова учителя
В начале ХХ века в России сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе «женская» поэзия. К ней можно отнести поэзию Анны Ахматовой и Марины Цветаевой.
Но закономерно ли, вообще, выделять «женскую» поэзию? Конечно, всякая большая литература имеет общечеловеческое значение. Однако впервые в поэзии Анны Ахматовой и Марины Цветаевой женщина обрела поэтический голос. Ахматова писала: «Я научила женщин говорить».
Поэзия А. Ахматовой и М. Цветаевой раскрыли глубину чувств и переживаний женской души. Но их переживания не оторваны от судьбы родины.
Очень часто Ахматову связывают с древнегреческой поэтессой Сапфо. В своей поэзии она воспела любовь, ей удалось показать все проявления любви: встречи, расставания, разочарования, ревность, тоску, то есть все, что может быть связано с этим прекрасным чувством.
Мы обзорно познакомились с творчеством Ахматовой, когда изучали «серебряный» век русской поэзии. Мы с вами окунулись в ее лирический мир, полный загадочностью чувств.
Предварительно вы познакомились с биографией Ахматовой. И обратили внимание на то, что творчество поэтессы тесным образом связано с «серебряным» веком русской поэзии, последние же ее произведения появились в 60-е годы.
Давайте попробуем ответить на следующие во Во заранее задаются на дом).
1. Какова история псевдонима «Ахматова»?
(Ахматова – псевдоним Анны Андреевны Горенко, фамилия бабушки поэтессы).
2. Назовите первые сборники Ахматовой.
(сборники «Вечер», «Четки»)
3. Вспомните, в чем особенности акмеизма как литературного направления? Что объединяло Н. Гумилева и А. Ахматову?
(Н. Гумилев создал «Цех поэтов-акмеистов». Акмеисты поставили своей целью реформировать символизм, главным недостатком которого, по их мысли, было то, что в нем было много мистики. Символисты были далеки от реальности. Поэтому – никакого мистицизма. Мир, по акмеистам, должен предстать таким, каков он есть на самом деле: живой, смертный, красочный, звучащий. Акмеизм сплотил Ахматову, Гумилева, Мандельштама).
4. Как отразилась революция и гражданская война в биографии А.Ахматовой?
(Не сложились отношения Анны Андреевны с Родиной. «Родина» и «власть» для нее были совершенно различными понятиями. Отъезд из России был равносильно предательству. Характерно в этом плане стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю на растерзание врагам». В стихотворении противопоставлены те, кто уехал из страны и те, кто остался, но стал изгнанником… По-разному к ним относится поэтесса. Первым совершенно не сочувствует. Вызывают сочувствие у поэтессы изгнанники. Это те, кто был насильно сослан из страны. Поэтесса уверена в том, что исторически «оправдан будет каждый час» мучений. Ахматова переживает трагическую судьбу страны и разделяет участь своей родины).