Рассказ леонида пантелеева «честное слово» повествует о смелом и благородном мальчике, который обладал сильной волей и храбрым сердцем. повествование ведётся от лица автора, который стал случайным участником описываемых событий. он отдыхал в парке и услышал плач маленького мальчика. старшие велели ему стоять на посту, и он не мог уйти, не мог нарушить данное им честное слово. автор видит, как серьёзно мальчик относится к игре, и это вызывает у него улыбку. но она сразу же сменяется восхищением силой воли этого маленького человека. автор придумывает, как освободить мальчика от данного слова. только приказ командира, которого рассказчик случайно встретил около парка, смог заставить ребёнка покинуть свой пост. этот герой вызывает уважение. он ещё маленький и доверчивый, но уже смелый, мужественный, несгибаемый. для него собственное честное слово оказывается дороже всего. ни холод, ни голод не могут поколебать его волю. авторскому восхищению нет предела: «мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей». этот рассказ учит нас мужеству, благородству, честности. людям, такими качествами, нечего бояться. читателю хочется быть похожим на этого мальчика.
Митрофанушка (Простаков Митрофан) – сын помещиков Простаковых. Он считается недорослем, т.к. ему 16 лет и он не достиг совершеннолетия. Соблюдая указ царя, Митрофанушка учится. Но делает это с большой неохотой. Он отличается тупостью, невежеством и ленью (сцены с учителями). Митрофан груб и жесток. Он ни во что не ставит своего отца, издевается над учителями и крепостными. Пользуется тем, что мать в нем души не чает, и вертит ею, как хочет. Митрофан остановился в своем развитии. О нем Софья говорит: «Он хотя и 16-ти лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет». В Митрофане сочетаются черты тирана и раба. Когда план Простаковой женить сына на богатой воспитаннице, Софье, не удается, недоросль ведет себя как раб. Он униженно просит прощения и покорно принимает от Стародума «свой приговор» - идти служить («По мне, куды велят»). Рабское воспитание привито герою, с одной стороны, крепостной нянькой Еремеевной, а, с другой стороны, всем миром Простаковых-Скотининых, у которых извращены понятия о чести. Через образ Митрофана Фонвизин показывает деградацию русского дворянства: из поколения в поколение невежество увеличивается, а грубость чувств доходит до животных инстинктов. Недаром Скотинин называет Митрофана «чушка проклятая». Причина такой деградации – в неправильном, уродующем воспитании. Образ Митрофанушки и само понятие «недоросль» стало нарицательным. Сейчас так говорят о невежественных и глупых людях.