1. «Бозша торғай» әңгімесінің үзіндісін мұқият оқы. Оқиға қалай
аяқталады деп ойлайсың? Жалғастырып жаз.
Бозша торғай
Ерте тұрған Омар атай үй сыртындағы бақшаны аралап келе жаты. Түні
бойы жаңбыр жауған жер сыз Омар атай бір топ жусанның ығында бүрісіп
отырған кішкентай құсты көрді. Ұшуға жарап қалған бозторғайдың балапаны
екен. Өзіне әбден жаңбыр еткен Еш қанаты салбырап, дір-дір етеді.
Балапан Омар атайта жасқана қарады Салбыраған қанатын сүйретіп
кашак болды. Бірақ
Оқыцыя.
2. Іәтінді түсініп оқы. Тапсырмаларды орында.
Бұлбұлдан ұят болар
Жексенбі күні Марап мен Айжан орманға барды Органды тамашалап,
біраз серуендеді. Олар демалуға отырды Дорбаларынан нан, май, жұмыртқа
шығарып, тамақтана бастады.
Кенет жакын маңнан бұлбұл сайрады. Қыздар бұлбұлдың әнін қызыға
Тындады. Кетер кезде Тара тамак Калдықтарын бұтаның астына тастай
салды. АІЖан наннѣң қокымы мен жоғыртқаның қабығын қағазға орап,
дорбасына салды.
Сен қоқысты неге дорбаңа салдың? Іастай сал, ешкі көрмейді ғой, – деді
Марал
Брioұлдан ұят болар, — деді Айжан.
1) АМәтінге сүйеніп, берілген сөйлемдердің ретін анықта және нәпірле
(1,2,3,4).
Реті
Сөйлемдер
Жақын маңнан бұлбұл сайрады.
ЛІарал мен Анжан орманға барлы.
Қыздар бұлбұлдың әнін қызыға тыңдады
Дорбаларынан нан, ман жұмыртқа шығарып,
тамақтана бастады сделать соч
основная проблема, которую фонвизин поднимает в комедии «недоросль» , - проблема воспитания просвещенных передовых людей. дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности.
в лице грубого неуча митрофанушки писатель показал «несчастные следствия дурного воспитания» . митрофанушка испорчен не тем воспитанием, которое ему , полным отсутствием воспитания и пагубным материнским примером. первой учительницей и воспитательницей митрофанушки была старая нянька еремеевна, которая за свой труд получает «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день» . нянька больше заботилась о животе воспитанника, а не о его голове. к митрофану ходят три учителя, которые вот уже несколько лет безуспешно пытаются вбить в голову «робенка» хоть какие-то зачатки знаний. учителя митрофана - отставной сержант цыфиркин занимается с ним арифметикой (арихметике учит его… один отставной сержант, цыфиркин») , семинарист кутейкин – грамотой («для грамоты ходит к нему дьячок от покрова, кутейкин») , а вральман осуществляет общее руководство, якобы обучая хозяйского сынка «всем наукам» («по-французски и всем наукам обучает еговральман») . вральман, как бывший кучер стародума, что выясняется в конце пьесы, не имеет никакого представления о науках, но он , а потому невежественные хозяева доверяют ему. к тому же им нравится позиция вральмана: «не отягощать дитятю» («он ребенка не неволит») . немцу платят гораздо больше («этому по триста рубликов в год) , чем цыфиркину и кутейкину, его кормят («сажаем за стол с собою… за столом стакан вина» ) и одевают в доме («белье его наши бабы моют») . двух учителей ни во что не ставят, митрофанушка занимается с большой неохотой, безнаказанно оскорбляет их, прерывает занятия и ничего не понимает, хотя «учится» уже несколько лет («уж года четыре как учится») .
создавая образы учителей митрофана, фонвизин, скорее всего, стремился показать, что вряд ли учителя, подобные кутейкину, который сам не закончил семинарию, или вральману, бывшему кучеру, смогут научить чему-нибудь толковому молодого человека. из них один цыфиркин вызывает симпатию своей честностью, прямотой и добросовестностью. он отказывается брать деньги, которые не заслужил, т. к. ничему не смог научить дубиноголового митрофана.
драматург считает, что только в правильном воспитании находится источник спасения от грозящего обществу зла. воспитания митрофанушки объясняет, откуда берутся скотинины и что следует изменить, чтобы они более не появлялись: уничтожить рабство и преодолеть путем нравственного воспитания пороки человеческой натуры.
митрофан никого не любит, он зол, невежествен и к тому же агрессивен. митрофанушка – лентяй, привыкший бить баклуши да лазить на голубятню. митрофан не только невежда и «матушкин сынок» . он хитер, знает как польстить матери. стародум посмеивается над митрофаном, понимая, что невежество – еще не самая большая беда. гораздо опасенее бессердечие. «невежда без души – зверь» . жизнь и воспитание сразу отобрали у митрофана цель и смысл жизни. и учителя не смогут (это лишь дань моде со стороны госпожи простаковой) ; у митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться.
в своей пьесе фонвизин говорит читателям, что вначале надо воспитать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом – об уме. если не воспитать должным образом ребёнка, не научить его правильным языком выражать разумные мысли, он навсегда останется «больным неисцельно» , невеждой и безнравственным существом.
источник: