М. Е. Салтыков-Щедрин – знаменитый писатель-сатирик, создавший сказки «для детей изрядного возраста» . В них он показал российскую действительность во всей ее неприглядности. Образы его сказок легко узнаваемы. Премудрый пескарь, всю жизнь дрожавший в своей норке, дикий помещик, мечтавший о чистейшем воздухе без мужицкого духу и другие герои – частое явление и современной жизни. Читая сказки Салтыкова-Щедрина, узнавая в героях знакомых людей, мы смеемся. Но в то же время задумываемся над человеческими пороками, над несовершенством государственного устройства, где возможны такие герои, как медведь на воеводстве.
Какие же средства писателю создавать комическое в своих произведениях? Прежде всего это сатира. Сатирическое изображение героев, будь то генералы или помещик, или просто вяленая вобла, заставляет читателя улыбаться, а иногда смеяться. Но смех этот горек, потому что совсем не весело сознавать, что герой, скрывающийся за премудрым пескарем, бесцельно потратил свою жизнь лишь на то, чтобы сохранить ее. И что же он имеет в конце концов? Ничего. Одна пустота: «Жил – дрожал, и умирал – дрожал. Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась. Какие были у него радости? Кого он утешил? Кому добрый совет подал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил? Кто слышал об нем? Кто об его существовании вспомнит? И на все эти вопросы ему пришлось отвечать: «Никому, никто» .
Больно видеть, как умелый, ловкий мужик, который все умеет, с рабской покорностью плетет веревку, чтобы генералы могли его связать: «Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял – и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать» .
В летописях не обозначены Пётр и его жена Феврония.В народе подразумевают князя Давида и его жену Ефросинию. Книга написана по устной легенде. В повести ре говорится о подвигах святых. Петр и Ефросиния тоже не являются святыми.
В повести нет экспресмивно-эмоционального сьиля, она написана простым разговорным языком. Встречаются элементы сказки,показан исторический быт народа.
Феврония- простая крестьянка,дочь бедного древолазца.Она победила князя не хотевшего жениться на ней из-за её происхождения,затем побеждает бояр и боярынь,которых не хотели терпеть руководмтво над ними крестьянки. Здесь можно сказать противостоянии двух сословий:высшего и низшего. Но в конце бояре подсиняются князю.
В повести встречаем признаки фольклора,это- змей-оборотень,который связывается с женой князя Павла, в свою очередь она спрашивает отчего он должен умереть; Агриков меч,который прячут в скважине алтаря и от чего погибает змей,сама Феврония,мудрая женщина,сказочные превращения хлебных крошек в ладан, а палки в деревца.
Показан образ жизни христиан,где жёны послушны перед мужьями,идеализированы герои.