Роман «Преступление и наказание» — произведение, в котором вступают в конфликт мысли и чувства людей, в котором идеологическая теория натыкается на жизненную практику. Достоевскому удалось отразить степень влияния увлечения идеями революционного преобразования общества и теории индивидуализма на современную ему молодёжь. Благодаря своему творческому чутью и глубокому знанию психологии человеческой, писатель смог рассказать в своём произведении о том, как пагубно может отразиться в неокрепших умах идеологическая диверсия социалистов и демократов, как далеко могут завести человека привитые с «чужого плеча» мысли и чувства, принятые на веру, но неосознанные полностью.
Родион Раскольников, главный герой романа, студент, прозябающий в петербуржских трущобах, не имеющий возможности учиться далее из-за отсутствия средств, бесспорно человек одарённый и неглупый – центральная фигура произведения. Автор умело рисует картины неустроенного быта молодого человека и его мучений по поводу того, что жить так ниже человеческого достоинства, последовательно прописывает моменты, которые заставляют юношу поддаться искушению, спланировать убийство, для решения своих материальных проблем.
Описывая эмоции, метания и мысли героя Достоевскому удаётся добиться глубокой детализации. Кажется, что автор наблюдает за героем вживую и просто записывает моменты, которые не могут не броситься в глаза, вот герой побледнел от испуга, вот он упал в обморок, потеряв над собой контроль. Нервное перенапряжение описано с такой чёткостью, как будто бы автор сам болел этой горячкой, сам подозревал всех и вся, сам мучился от навалившегося одиночества и оторванности от мира, который он призван был сделать лучше и чище. Удивительно точно подобраны слова для описания состояния Родиона, «как будто ножницами отрезал себя…». Отсутствие прямых улик и даже то, что преступник найден, не даёт ожидаемый покой Раскольникову. Он по-прежнему не может ни сам использовать деньги, которые он украл, ни раздать их людям, как хотел изначально. Нет, не раскаяние движет им и не жалость к невинно убиенной Лизавете. Он не жалеет что убил процентщицу, но в ужасе, что не выдержал проверку, оказался слабым и никак не может относить себя к касте высших, теперь он такая же «тварь дрожащая».
Человек по натуре общительный, добровольно заточает себя, огораживая от всего света, но муки совести и разума не дают Раскольникову покоя и он вынужденно открывается, признаётся в своём преступлении Сонечке Мармеладовой. Он воспринимает её как соратницу, человека близкого хотя бы потому, что она, как и он сам уничтожает себя, торгует собой, и делает это ради высшей цели, не ради себя, а ради своей семьи, отказывая себе даже в такой роскоши, как самоубийство. Раскольников приходит к выводу, что девушка, казалось бы такая слабая и покорная своей судьбе, оказывается сильнее его самого и никак не может попадать в «твари дрожащие», ведь она при всём своём образе жизни остаётся человеком высокоморальным чистым и цельным, не разочаровавшимся в людях и стремящимся делать им только добро. По воле автора мы приходим к выводу, что единственный преобразовать общество – это самопожертвование и христианская любовь.
Оповідання "Вітрогон" Нечуя-Левицького – це художнє полотно, яке має декілька ключових елементів, на яких базується його композиція:
Експозиція – початок художнього твору, в якому представлені головні персонажі та їхнє оточення. У "Вітрогоні" експозиція розкриває персонажів – Пимонта та Марину, їхні стосунки і професії.
Кульмінація – точ максимальної напруги, в котрій змінюються подальші дії персонажів та сюжет. У "Вітрогоні" кульмінація настає, коли стихія досягає зворушливого моменту, коли Марина загрожує померти від голоду та холоду, і Пимонт вирішує нарешті розправитися зі своїми суперниками.
Розв'язка – закінчення твору, коли вирішуються конфлікти, персонажі доходять висновків та набувають нового досвіду. У "Вітрогоні" розв'язка є неоднозначною, бо Пимонт здобуває перемогу над стихією, але його персонаж все ще слабкий та залежний від інших.
Окрім цього, у "Вітрогоні" є ще й такі елементи композиції, як інтрига, діалог та описи природного середовища. Ці елементи роблять твір більш насиченим та цікавим для читача.
Объяснение:ллал