Повесть «Тарас Бульба» переносит нас в те времена, когда маленькое свободолюбивое казачество Запорожской Сечи боролось за независимость. В окружении многочисленных врагов каждый настоящий казак стремился воспитывать своих сыновей как яростных защитников идеалов казачьей вольницы.
В таком патриотическом духе воспитывал своих сыновей запорожский полковник Тарас Бульба. Радовался старый казак, наблюдая за воинскими успехами обоих своих детей, но настоящим героем Запорожской Сечи суждено было стать только старшему – Остапу.
Еще, будучи учеником бурсы, Остап славился упрямством и целеустремленностью. Тяжело давались ему науки, и он даже пытался бежать из бурсы и забросить книги. Только угроза отца, что он «не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем наукам» подействовала на него, и вскоре он стал примером для других учеников. Бурсаки уважали его за честность и надежность, считали его своим вожаком. Подобно своему отцу, Остап больше всего стремился быть настоящим казаком, всегда был «прямодушен с равными», «суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки».
Давая характеристику Остапу, мы можем сказать, что всегда молчаливый, спокойный, рассудительный, он очень почтительно относится к традициям запорожского казачества, к его неприхотливому быту и суровым законам. Ему не свойственны двойственность и колебания. Он сурово и просто смотрит на мир: есть товарищи, а остальные – враги. Старшему сыну Тараса Бульбы «был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела». У Остапа были все данные будущего вождя: выдержанный и хладнокровный, чувствующий опасность и решительный, отважный и уверенный в своих силах. Гоголь видит в Остапе льва, а гордый отец признает: «О! да это будет со временем добрый полковник!» Боевые товарищи ценят и уважают молодого казака: «Он, правда, младший всех нас, но разум у него, как у старого человека», - характеризуют они старшего сына Тараса Бульбы и единодушно назначают Остапа своим шалашным атаманом.
Отчаянно рубился Остап и в своей последней битве, удивив и порадовав своей богатырской удалью даже старого вояку, Тараса. Но слишком велик был численный перевес ляхов над запорожцами, и молодой казак был захвачен в плен.
Стойко, «как исполин», с небывалым мужеством, держится Остап во время жестоких пыток: «Ни крика, ни стону не было слышно». Перед мученической смертью он ждал поддержки только от Тараса, который всегда был для него наставником и примером.
Образ Остапа — настоящего запорожца, достойного казака, сына славного отца Тараса Бульбы - как будто высечен из цельной скалы. Остап Бульба был рожден для подвига, и его совсем недолгая жизнь – пример бескомпромиссной любви к матери и отцу, родной земле и боевым друзьям.
Сказка про орла и ворона рассказывается Пугачевым в конце 11 главы повести, во время очередной встречи "новоявленного царя" с Гриневым. Главные герои ехали в одной кибитке в Белогорскую крепость Машу Миронову от Швабрина. Во время поездки между ними завязался разговор о восстании, о дальнейшей судьбе Пугачева. Гринев советует ему повиноваться воле государыни и сдаться на ее милость. В ответ на это Пугачев рассказывает собеседнику сказку про орла и ворона.
Смысл сказки заключается в том, что лучше прожить короткую, но яркую жизнь, чем долгую и скучную. Первое в этом случае символизирует орел, живущий 30 лет и питающийся живой кровью, второе – ворон, которые в течение 3 веков довольствуется мертвячиной. Орел в этой сказке попытался пожить, как ворон, но не смог и сделал вывод, что «лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!»
Пугачев, рассказывая эту сказку, хотел выразить свою точку зрения на организованное им восстание, да и не только на восстание, а на всю свою жизнь. Безусловно, что Емельян, имея в виду орла, говорил о самом себе. «А там, что бог даст!» - так ответил он Гриневу, когда тот намекнул на неизбежную казнь. Главное для Пугачева – не сидеть сложа руки и не смиряться с действительностью, а действовать, бросать вызов существующему строю. И пусть этот вызов заранее обречен на провал, но определенные изменения в обществе все же произойдут, власть обратит внимание на то, что народ слишком угнетен крепостным правом. Назначение Пугачева – повести за собой других людей, выразить протест и достойно погибнуть. Да, жизнь его коротка, но насыщена «кровью». Емельян не остается в стороне, а становится предводителем восстания.
По-иному воспринял эту сказку Гринев. Он видит, к чему привели военные действия, что люди в Оренбурге голодают, что незаслуженно погублено много жизней. Для Гринева убийство, разбой и насилие и есть мертвячина, а не «живая кровь». Он не видит разницы между орлом, который убивает, и вороном, который питается падалью. Гринев считает восстание бессмысленным, и прежде всего, ему жалко Пугачева, ведь в конце концов того ожидает виселица. А молодой человек успел подружиться с предводителем, увидеть в нем не жестокого тирана, а человека, добрее и лучше того же Швабрина.
Таким образом, Пугачев и Гринев не поняли друг друга, но каждый выразил свою точку зрения. Пушкин подчеркивает это следующей фразой: «Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал. Оба мы замолчали, погрузясь каждый в свои размышления».
Повесть «Тарас Бульба» переносит нас в те времена, когда маленькое свободолюбивое казачество Запорожской Сечи боролось за независимость. В окружении многочисленных врагов каждый настоящий казак стремился воспитывать своих сыновей как яростных защитников идеалов казачьей вольницы.
В таком патриотическом духе воспитывал своих сыновей запорожский полковник Тарас Бульба. Радовался старый казак, наблюдая за воинскими успехами обоих своих детей, но настоящим героем Запорожской Сечи суждено было стать только старшему – Остапу.
Еще, будучи учеником бурсы, Остап славился упрямством и целеустремленностью. Тяжело давались ему науки, и он даже пытался бежать из бурсы и забросить книги. Только угроза отца, что он «не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем наукам» подействовала на него, и вскоре он стал примером для других учеников. Бурсаки уважали его за честность и надежность, считали его своим вожаком. Подобно своему отцу, Остап больше всего стремился быть настоящим казаком, всегда был «прямодушен с равными», «суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки».
Давая характеристику Остапу, мы можем сказать, что всегда молчаливый, спокойный, рассудительный, он очень почтительно относится к традициям запорожского казачества, к его неприхотливому быту и суровым законам. Ему не свойственны двойственность и колебания. Он сурово и просто смотрит на мир: есть товарищи, а остальные – враги. Старшему сыну Тараса Бульбы «был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела». У Остапа были все данные будущего вождя: выдержанный и хладнокровный, чувствующий опасность и решительный, отважный и уверенный в своих силах. Гоголь видит в Остапе льва, а гордый отец признает: «О! да это будет со временем добрый полковник!» Боевые товарищи ценят и уважают молодого казака: «Он, правда, младший всех нас, но разум у него, как у старого человека», - характеризуют они старшего сына Тараса Бульбы и единодушно назначают Остапа своим шалашным атаманом.
Отчаянно рубился Остап и в своей последней битве, удивив и порадовав своей богатырской удалью даже старого вояку, Тараса. Но слишком велик был численный перевес ляхов над запорожцами, и молодой казак был захвачен в плен.
Стойко, «как исполин», с небывалым мужеством, держится Остап во время жестоких пыток: «Ни крика, ни стону не было слышно». Перед мученической смертью он ждал поддержки только от Тараса, который всегда был для него наставником и примером.
Образ Остапа — настоящего запорожца, достойного казака, сына славного отца Тараса Бульбы - как будто высечен из цельной скалы. Остап Бульба был рожден для подвига, и его совсем недолгая жизнь – пример бескомпромиссной любви к матери и отцу, родной земле и боевым друзьям.