С появлением первых рассказов Шукшина в литературу вошло понятие «шукшинский герой». В пояснении говорили о «человеке в кирзовых сапогах»», то есть о жителе сельской глубинки, а также о «чудиках» с их разными странностями, описываемыми Шукшиным. Например, в рассказе «Чудик» герой приехал в город навестить своего брата. Но его невзлюбила невестка. И чтобы каким-нибудь образом ей понравиться, «чудик» красиво разрисовывает детскую коляску красками. Однако это вызывает еще большее недовольство хозяйки, и гостю приходится уехать.
Таким образом, «чудик» в данном рассказе - это человек, который не несет зла. Он добрый, бескорыстный, но его доброту не замечают. Герой пытается сделать что-нибудь хорошее для людей, но все оборачивается против него.
В большинстве случаев шукшинские персонажи, как и сам писатель, - выходцы из сельской местности. Они хранят вспоминания о деревенском детстве, о простоте нравов.
Годы революции и коллективизации Шукшин считал ключевыми историческими моментами, в которых можно найти истоки многих общественных и межличностных отношений. Тогда характеры проявлялись с наибольшей полнотой, противоречия национальной жизни представали со всей отчетливостью. Вовсе неслучайно Шукшин делает героев некоторых своих рассказов - «Миль пардон, мадам!», «Даешь сердце!» - абсолютными «ровесниками революции», год их рождения – 1917.
Вымышленная история героя «Миль пардон, мадам!» Броньки Пупкова посвящена к тому же событиям Великой Отечественной войны. Таким образом, важнейшие повороты истории России создают фон сюжетного действия в произведениях писателя. Это заставляет понять важность социально-философской проблемы, которую Шукшин пытается решить, изображая необычных, смешных и странных героев. Сам он писал, что в чудаке, дурачке «правда времени» обнажается в большей степени, чем в поступках мыслящего и умного» героя.
В этом рассказе следует обратить внимание на одну деталь – совпадение даты Бронькиного «покушения» на Гитлера – 25 июля 1943 года – с днем рождения самого Шукшина. А в 1933 году безвозвратно отправили в ГПУ не только деревенского попа, о чем рассказывал Бронька, но и отца самого писателя, простого крестьянина.
Добро и зло, воля и своеволие в рассказах писателя живут рядом. Стремление к воле в его героях граничит со своеволием. «Вольница» - так называют в деревне Ивана Попова и друзей его детства («Из детских лет Ивана Попова», «Дядя Ермолай»). Своеволен в любви и смерти Спирька Расторгуев. Однако Шукшин не стремится однозначно осудить героев за своеволие. Пока их поступки не несут зла окружающим, в них есть проявление души, есть очарование: Степка («Степка»), Ванька Тепляшин («Ванька Тепляшин»), Роман Звягин («Забуксовал»), Василий Егорович Звягин («Чудик») и т. д.
Однако писатель всегда четко обозначает границу между добром и злом. Как только герой преступает ее, симпатии других персонажей и самого автора оказываются не на его стороне.
Особенно дороги писателю герои, отмеченные исключительными качествами. Это, прежде всего, упорство. В рассказе «Упорный» Моня Квасов, на первый взгляд, юмористический персонаж. Но не только улыбку, а и уважительное отношение к себе вызывает герой у инженера, который всерьез поверил в то, что двигатель Мони проработал всю ночь. И не убила постигшая его неудача чувства любви к людям, чувство радости и красоты жизни в душе героя.
Шукшин убежден: такими, как Моня, «упорными», были и его предки, пришедшие на Алтай. Их упорству писатель искренне завидовал и восхищался. Без такого упорства не бывает героизма, не было бы победы над фашизмом. Об этом рассказ Шукшина «Наказ». В нем, раскрывая характер отчаянно смелого и упорного «шшербатенького» Ваньки, высказал писатель свое понимание Великой Победы.
Современность – основа сюжетов большинства произведений Шукшина. Но без учета исторического фона, на котором развиваются события, мысль автора оказывается урезанной, неполной. Бытовое правдоподобие заставляет видеть в шукшинских героях едва ли не живых людей, с их делами, заботами, проблемами, надеждами, особенностями, нередко странностями.
Как и полагается в русской сказке, тот, кого зовут дураком, вовсе и не дурак, а ловкий крестьянский парень, сам себе на уме. Хоть и распевает, лежа на печи, «изо всей дурацкой мочи»,— «сам не прост», может и «черта оседлать». С верного Конька-Горбунка он легко выполняет приказы глупого царя: «хитро поймал Жар-птицу», похитил Царь-Девицу, ездил за кольцом, «был и на небе послом», в котлах не сварился и «красавцем учинился». Не послушавшись Горбунка, схоронив перо Жар-птицы, которое и навлекло на его голову столько бед и приключений, удачливый И.-д., сам того не желая, «сделался царем». Веселый, разудалый простак всегда волшебно вознаграждается по справедливости силами добра. Образ И.-д. продолжает сложившуюся литературную традицию в изображении сказочного героя (Емеля, Балда и др.). Сюжет о Коньке-Горбунке и И.-д. был воплощен в нескольких балетах (разных композиторов и хореографов). Последний по времени — Р.К.Щедрина (1959), в балете которого роль И.-д. исполнял В.В.Васильев.
А. Н.Островский создал пьесу о жизни добрых Берендеев потому, что Берендеи это древнее верующий народ который живет по совести и чести.
Объяснение: