Порой мы не замечаем того, что происходит вокруг нас. А красота.. . Да ведь вот она! Так близко, что можно дотронуться до нее. Посмотри! Пестрый лист. Красный шиповник, – такое чувство, будто сейчас не предзимнее время, а яркая теплая осень с желтой хвойной опадью и черной землей. С цветописи автор переносит меня куда-то очень-очень далеко, словно в другой мир, где царит тишина и нет жизни. Все замерло. Я как будто наяву вижу искры обклеванной калины в серых кустах. Эта метафора позволяет писателю превратить ягоды в яркое воспоминание о прожитой жизни. А эпитет обнаженная при слове земля говорит о том, что пашня уже свободна и урожай собран. Осень вступила в свои права, но лирический герой, несмотря ни на что, не хочет прощаться с летом. Жизнь его, как грустная мелодия, так же непроста и печальна. Его ничто не радует: ни пестрый лист, ни красный шиповник, ни искры калины, ни желтая опадь, остаются лишь черная обнаженная земля и.. . тьма. А в итоге риторический вопрос и риторическое восклицание: Зачем так скоро? ! – объясняют трагическое состояние его души. Героя миниатюры не интересует и не радует будущее, потому что оно пугает своей неизвестностью, о чем свидетельствует аллитерация в словах с «угрожающим» (по Бальмонту) звуком [р] . Используя прием звукописи на шипящие и глухие звуки [ш] , [х] , [ц] , [ж] , [с] , [ц] , автор создает своеобразную мелодию осени жизни. Назывные предложения подчеркивают, что жизнь и человека, и природы движется как бы по замкнутому кругу. «И повторится все опять».. . После осени будет зима, а это холод и безмолвие. Но потом придет весна – и начнется новая жизнь. Нужно только уметь ждать и верить.. .
Дочь смотрителя, “девочка лет четырнадцати”. По словам смотрителя, “такая разумная, такая проворная, вся в покойницу-мать”. “Красота ее” поразила проезжего. “Маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведенное ею... ”; она “потупила большие голубые глаза”, но “отвечала” “безо всякой робости, как девушка, видевшая свет”.
Дуня Вырина — дочь станционного смотрителя, вокруг ее судьбы развивается весь сюжет. Красивая, хозяйственная, умная, она не может не понравиться. Отец не нарадуется на Дуню, на которой держится все небогатое хозяйство. Но вот в их жизни появляется ротмистр Минский, который, притворившись больным, вводит отца в заблуждение и увозит девушку с собой — в город. Лишь в конце мы узнаем, что Минский был действительно влюблен и имел относительно дочери смотрителя самые серьезные намерения. Однако ротмистр прекрасно понимал, что Самсон Вырин, умудренный жизненным опытом, ни за что не поверил бы в их серьезность.
Нечестно, мне кажется, поступила Дуня. Несколько лет живя в богатстве и роскоши, она даже весточки не прислала своему страдающему от тоски и одиночества отцу. Может, девушка хотела позабыть о жизни? Или Минский, за которого она вышла замуж, запрещал ей? Мы этого никогда не узнаем. Однако связь Дуни с отцом, вероятно, была слишком велика, потому что спустя годы, молодая барыня все-таки приехала в родные места. Но было уже поздно, потому что Самсон Вырин умер.
И все же судьба Дуни кажется мне драматичной, потому что не каждый, наверное, сможет выдержать и принять такие перемены в своей жизни, когда за каждым поворотом тебя ждет неизвестность.
Порой мы не замечаем того, что происходит вокруг нас. А красота.. . Да ведь вот она! Так близко, что можно дотронуться до нее. Посмотри! Пестрый лист. Красный шиповник, – такое чувство, будто сейчас не предзимнее время, а яркая теплая осень с желтой хвойной опадью и черной землей. С цветописи автор переносит меня куда-то очень-очень далеко, словно в другой мир, где царит тишина и нет жизни. Все замерло. Я как будто наяву вижу искры обклеванной калины в серых кустах. Эта метафора позволяет писателю превратить ягоды в яркое воспоминание о прожитой жизни. А эпитет обнаженная при слове земля говорит о том, что пашня уже свободна и урожай собран. Осень вступила в свои права, но лирический герой, несмотря ни на что, не хочет прощаться с летом. Жизнь его, как грустная мелодия, так же непроста и печальна. Его ничто не радует: ни пестрый лист, ни красный шиповник, ни искры калины, ни желтая опадь, остаются лишь черная обнаженная земля и.. . тьма.
А в итоге риторический вопрос и риторическое восклицание: Зачем так скоро? ! – объясняют трагическое состояние его души. Героя миниатюры не интересует и не радует будущее, потому что оно пугает своей неизвестностью, о чем свидетельствует аллитерация в словах с «угрожающим» (по Бальмонту) звуком [р] . Используя прием звукописи на шипящие и глухие звуки [ш] , [х] , [ц] , [ж] , [с] , [ц] , автор создает своеобразную мелодию осени жизни.
Назывные предложения подчеркивают, что жизнь и человека, и природы движется как бы по замкнутому кругу. «И повторится все опять».. . После осени будет зима, а это холод и безмолвие. Но потом придет весна – и начнется новая жизнь. Нужно только уметь ждать и верить.. .