мы читаем это произведение, и перед нами предстают картины «старины глубокой», открывается поэтически воспроизведенная картина нравов, отношений и характеров давно прошедшего времени. мы словно попадаем в те далекие годы, когда существовала киевская русь, слышим старинную речь, видим вещего князя, «могущего воителя», его любимца-коня, друга и соратника, и его дружину, и мудрого провидца. образ этого «вдохновенного кудесника» — «любимца богов» — представляется особенно торжественным и необычным. чувствуется, что этот герой дорог автору ничуть не меньше, чем сам «вещий олег», о котором сложена «».
вот перед нами описание первой встречи вещего олега с мудрым старцем:
с дружиной своей, в цареградской броне,
князь по полю едет на верном коне.
из тёмного леса навстречу ему
идёт вдохновенный
автор сразу подчеркивает значительность и величие этого образа:
покорный перуну старик одному,
заветов грядущего вестник.
чувствуется и уважение к его преклонным , прошедшим в «мольбах и гаданьях», и преклонение перед его мудростью. именно устами кудесника-волхва пушкин отдает дань восхищения мужественному князю, прославившему себя в суровых походах.
«заветов грядущего вестник», умудренный богатым жизненным опытом, предсказывает князю олегу его будущее, но тот внутренне спорит с прорицателем, не хочет ему верить (услышав предсказание, князь «усмехнулся; однако чело и взор омрачилися думой»), он пытается обмануть судьбу, отказавшись от любимого коня. через много лет, возвратившись из походов, олег вспоминает о своем верном товарище, а услышав о смерти коня, он, как ему кажется, побеждает в споре с мудрым старцем и произносит слова, снижающие ореол прорицателя: «ты лживый, безумный старик». но, наступив на череп коня и приняв смерть от укуса «гробовой змеи», князь тем самым подтверждает, что мудрый кудесник не ошибся.
в летописном сказании о смерти олега все внимание на самом событии, и кудесник появляется только для исполнения своей определенной роли, а в произведении а. с. пушкина мудрый старец представлен центральным, и равноправным персонажем:
О. великий князь , славными победами, прославивший имя своё ! Много мы познали горестей и трудностей вместе , много раз стояли плечом к плечу , но не перестану я славить имя твоё, ибо стал ты для меня настоящим примером истинного воина и разумного полководца. Ты никогда не стоял за спинами нашими , укрываясь от меча неприятеля , потому и снискал уважение среди доблестного и верного тебе войска. Я был с тобой с самого начала и помню ещё нашу переправу по Днепру . Да, в непростое время для нашего государства ты стал княжить, объединив славян восточных и западных , снискав себе имя - основателя государства Древнерусского. С тобой, великий князь мы познали мощь , с тобой росла и ширилась держава наша!. Ты покорял и наводил ужас на врага , потому что не было ещё имени более великого , нежели твоё. Хитростью и стратегией , отвагою и справедливостью ты прочно вписал имя своё в историю ! Нет большей награды для меня , верного тебе дружинника, сражаться с тобой под одним знаменем и вкусить победу во славу государства нашего!
мы читаем это произведение, и перед нами предстают картины «старины глубокой», открывается поэтически воспроизведенная картина нравов, отношений и характеров давно прошедшего времени. мы словно попадаем в те далекие годы, когда существовала киевская русь, слышим старинную речь, видим вещего князя, «могущего воителя», его любимца-коня, друга и соратника, и его дружину, и мудрого провидца. образ этого «вдохновенного кудесника» — «любимца богов» — представляется особенно торжественным и необычным. чувствуется, что этот герой дорог автору ничуть не меньше, чем сам «вещий олег», о котором сложена «».
вот перед нами описание первой встречи вещего олега с мудрым старцем:
с дружиной своей, в цареградской броне,
князь по полю едет на верном коне.
из тёмного леса навстречу ему
идёт вдохновенный
автор сразу подчеркивает значительность и величие этого образа:
покорный перуну старик одному,
заветов грядущего вестник.
чувствуется и уважение к его преклонным , прошедшим в «мольбах и гаданьях», и преклонение перед его мудростью. именно устами кудесника-волхва пушкин отдает дань восхищения мужественному князю, прославившему себя в суровых походах.
«заветов грядущего вестник», умудренный богатым жизненным опытом, предсказывает князю олегу его будущее, но тот внутренне спорит с прорицателем, не хочет ему верить (услышав предсказание, князь «усмехнулся; однако чело и взор омрачилися думой»), он пытается обмануть судьбу, отказавшись от любимого коня. через много лет, возвратившись из походов, олег вспоминает о своем верном товарище, а услышав о смерти коня, он, как ему кажется, побеждает в споре с мудрым старцем и произносит слова, снижающие ореол прорицателя: «ты лживый, безумный старик». но, наступив на череп коня и приняв смерть от укуса «гробовой змеи», князь тем самым подтверждает, что мудрый кудесник не ошибся.
в летописном сказании о смерти олега все внимание на самом событии, и кудесник появляется только для исполнения своей определенной роли, а в произведении а. с. пушкина мудрый старец представлен центральным, и равноправным персонажем:
«волхвы не боятся могучих владык,
а княжеский дар им не нужен;
правдив и свободен их вещий язык
и с волей небесною дружен».