1. Действие романа начинается в салоне А.П.Шерер, Петербург. 2. Внешность Анны Павловны Шерер: "...Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может и не находит нужным исправляться..." О внешности князя Василия Курагина известно следующее: "...вошедший князь, в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках и звездах, с светлым выражением плоского лица..."
Внешность Анны Михайловны Друбецкой: "...только одна пожилая дама с исплаканным, худым лицом, несколько чужая в этом блестящем обществе..." "...сказала вслед ему Анна Михайловна, с улыбкой молодой кокетки, которая когда-то, должно быть, была ей свойственна, а теперь так не шла к ее истощенному лицу..."
Внешность Лизы Болконской "... Ее хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток ее – короткость губы и полуоткрытый рот – казались ее особенною, собственно ее красотой.. 3. Салон Шерер сравнивается с прядильной мастерской, каждый тянет нити разговора на себя. Салон Анны Павловны Шерер посещают такие герои, как: Пьер Безухов Андрей Болконский и его жена Лиза Болконская Борис Друбецкой и его мать Анна Михайловна Друбецкая Князь Василий Курагин, его сыновья Анатоль Курагин и Ипполит Курагин, а также дочь Элен Курагина виконт Мортемар Билибин Каждый из них преследует свои цели. 4.Князь Василий не очень любит своих детей. Он считает своих сыновей дураками
Ипполит говорит серьезно и самоуверенно, поэтому никто не считал его истинным дураком. "... Из-за самоуверенности, с которою он говорил, никто не мог понять, очень ли умно или очень глупо то, что он сказал..."
«Капитанская дочка» - вершинное прозаическое произведение Александра Сергеевича Пушкина. Сам автор называл свою повесть исторической, так как в ее основу были положены подлинные события крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Автор воссоздает атмосферу тех времен, изображает характеры, типичные для той эпохи.
Повесть представляет собой мемуары, «семейные записки», повествование в которых ведется от лица Петра Гринева, свидетеля и участника описываемых событий. В произведении основными персонажами являются: семья Гриневых, Савельич, семья Мироновых, Пугачев и мятежные крестьяне, а также Швабрин. Именно на нем я и хочу остановиться подробнее.
Этот герой в повести является прямой противоположностью Гриневу. Последний «бережет честь смолоду», воплощает в себе лучшие черты русского человека: широту души, находчивость, смелость, готовность прийти на Швабрин, напротив, мелочен и эгоистичен, труслив и подл. Лишь одно их объединяет – любовь к Маше Мироновой.
Швабрин – аристократ, ранее служивший в гвардии. Он умен, образован, красноречив, остроумен, находчив. Он служит в Белогорской крепости пятый год, переведен в нее за смертоубийство – на дуэли он заколол поручика. Швабрин когда-то сватался к Маше Мироновой, получил отказ, и поэтому нередко оскорбительно выражался в адрес девушки. Именно это и послужило поводом для его дуэли с Гриневым. Но честный поединок – не для Швабрина. Схитрив, он ранит Петра, когда тот оглядывается на неожиданный зов слуги.
Ко всему, что не касается его личных интересов, Швабрин глубоко равнодушен. Чужды герою понятия о чести и служебном долге. Как только Белогорская крепость оказывается схваченной Пугачевым, Шварин переходит на сторону мятежников, становится одним из их командиров. Он перешел на сторону Пугачева не по высоким идейным побуждениями, а для расправы над Гриневым и женитьбы на Маше, которая жила под видом племянницы у местной попадьи.
Морально опустошенный человек, Швабрин вызывает у Пушкина резко отрицательное отношение. Авторская оценка этого персонажа резко негативна, в повести он называется по фамилии, либо указываются лишь его инициалы: А.И.
Чем же в итоге оборачивается для героя пренебрежение мужской и служебной честью? Пугачев, узнавший от Гринева то, что Швабрин удерживает девушку, разгневан. Аристократ-предатель буквально валяется в ногах у беглого казака в поисках пощады и прощения. Подлость, таким образом, оборачивается позором, который, к сожалению, так ничему и не научил героя. Попав в руки правительственных войск, Швабрин показывает на Гринева как на пугачевца-изменника.
Наверное, стоит не осуждать этого героя, а жалеть и сочувствовать ему. Лично у меня он никаких чувств, кроме жалости, не вызывает. Человек, не сумевший побороть свои страхи, не видящий ничего дальше собственного носа – слаб и ничтожен. Дело даже не в аристократическом происхождении и блестящем образовании, а в отсутствии душевных качеств. Что может быть хуже, чем постоянно испытывать зависимость от кого-то из-за боязни прямо выразить свои мысли и желания, из-за привычки плыть по течению? Зачем бороться с Пугачевым, когда легче принять его сторону? Зачем нужно ждать, когда тебя полюбят, ведь можно насильно заставить девушку выйти замуж!.. Зачем честно драться на дуэли, когда проще обмануть соперника?! О какой чести может идти речь, если человек мыслит таким образом?
К сожалению, таких людей, как Швабрин, вокруг нас очень много. Из-за них страдают другие, похожие по душевным качествам на Гриневу и Машу. Но, как правило, совершенные подлости и предательства оборачиваются против швабриных. В этом и заключается их беда: боязнь порождает ложь и лицемерие, а они, в свою очередь, являются причинами неудач.
Чем мне понравился образ Швабрина тем, что на его примере можно ярко увидеть, к чему приводит подлость и подчинение обстоятельствам. Каждый наш поступок имеет последствие, поэтому эпиграф к повести «Береги честь смолоду» после анализа образа Швабрина приобретает новое значение. Один раз поступившись честью, человек обрекает себя на пожизненные неудачи.
2. Внешность Анны Павловны Шерер: "...Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может и не находит нужным исправляться..."
О внешности князя Василия Курагина известно следующее: "...вошедший князь, в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках и звездах, с светлым выражением плоского лица..."
Внешность Анны Михайловны Друбецкой: "...только одна пожилая дама с исплаканным, худым лицом, несколько чужая в этом блестящем обществе..." "...сказала вслед ему Анна Михайловна, с улыбкой молодой кокетки, которая когда-то, должно быть, была ей свойственна, а теперь так не шла к ее истощенному лицу..."
Внешность Лизы Болконской "... Ее хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток ее – короткость губы и полуоткрытый рот – казались ее особенною, собственно ее красотой..
3. Салон Шерер сравнивается с прядильной мастерской, каждый тянет нити разговора на себя.
Салон Анны Павловны Шерер посещают такие герои, как:
Пьер Безухов
Андрей Болконский и его жена Лиза Болконская
Борис Друбецкой и его мать Анна Михайловна Друбецкая
Князь Василий Курагин, его сыновья Анатоль Курагин и Ипполит Курагин, а также дочь Элен Курагина
виконт Мортемар
Билибин
Каждый из них преследует свои цели.
4.Князь Василий не очень любит своих детей. Он считает своих сыновей дураками
Ипполит говорит серьезно и самоуверенно, поэтому никто не считал его истинным дураком. "... Из-за самоуверенности, с которою он говорил, никто не мог понять, очень ли умно или очень глупо то, что он сказал..."