В поэме изображен Петроград в начале января 1918 года, то есть в те дни, когда и писалось произведение. Бушует метель — символ революции. Образ ветра, бури, стужи — это излюбленный образ Блока, к которому он обычно прибегал, когда стремился передать ощущение полноты жизни, ожидание великих событий. Первое стихотворение цикла «Вольные мысли» (1907) заканчивалось такими строками:
* Всегда хочу смотреть в глаза людские, * И пить вино, и женщин целовать, * И яростью желаний полнить вечер, * Когда жара мешает днем мечтать, * И песни петь! И слушать в мире ветер!
Образы ветра, метели, стужи встречаются и в других произведениях поэта, например в стихотворении 1914 года «Земное сердце стынет вновь…» с его высоко-патетическими строками:
* Земное сердце стынет вновь, * Но стужу я встречаю грудью… * Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой! * Уюта — нет. Покоя — нет.
Для Тургенева она была не очень хорошой. Автор описывал ее так: В одном отдалённых улиц Москвы жила «барыня» вдова окруженная многочисленною дворней. Герасим и остальные слуги боятся барыню. Барыня жаловала как его как верного и сильного сторожа. Она очень не любила «Муму». Барыня хотела избавиться от него. Потом Герасим топит муму в речке. После этого барыня плачет и говорит что не приказывала уничтожать собаку. '...Барыня разгневалась, расплакалась, велела его отыскать во что бы то ни стало, уверела она что никогда не приказывала уничтожать муму. И наконец дала такой нагоняй Гавриле...' Ну и вскоре барыня умирает после смерти муму.
* Всегда хочу смотреть в глаза людские,
* И пить вино, и женщин целовать,
* И яростью желаний полнить вечер,
* Когда жара мешает днем мечтать,
* И песни петь! И слушать в мире ветер!
Образы ветра, метели, стужи встречаются и в других произведениях поэта, например в стихотворении 1914 года «Земное сердце стынет вновь…» с его высоко-патетическими строками:
* Земное сердце стынет вновь,
* Но стужу я встречаю грудью…
* Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!
* Уюта — нет. Покоя — нет.