Большим культурным достижением явилось начало книгопечатания в России во время Ивана Грозного в XVI веке. Русским первопечатником был Иван Федоров: родился в 20-х годах XVI века, умер 6 декабря 1583 года во Львове. Строительство первой государственной типографии в Москве закончилось в 1563 году, а 1 марта 1564 года здесь вышла первая книга "Апостол", техническое и художественное исполнение которой было превосходным. В дальнейшем типография напечатала еще несколько книг религиозного содержания, затем деятельность ее прерывается. Иван Федоров и его Петр Мстиславец, преследуемые церковными и светскими реакционерами, были вынуждены покинуть Родину и поселиться за ее пределами, став зачинателями книгопечатания в Литве, в Белоруссии и на Украине.
Можно ли рассказ главного героя поэмы считать исповедью?
С одной, стороны, можно, ведь Мцыри ничего не утаил от монаха, с которым разговаривал перед смертью: он объяснил старцу, почему убежал из монастыря, рассказал о том, что хотел вернуться на Родину. Но Мцыри "никому не делал в жизни зла", поэтому ему не в чем каяться и на за что просить прощения, как того требует по канонам церковная исповедь.
Мне кажется, что слова Мцыри, которые он сказал перед смертью монаху, это не исповедь, а проповедь, спор с человеком, который всю жизнь провёл в монастыре и не хочет жить иначе.
Если монаху вполне комфортно в "келье душной", то Мцыри, заточённый в монастырь не по своей воле, мечтал увидеть яркий мир за его стенами, вдохнуть воздух свободы.
Монахи живут по установленным в монастыре правилам, Мцыри же был совсем другим, смирение и покорность явно были не свойственны гордому юноше, который даже перед смертью никому не открыл своего настоящего имени.
В своих последних словах Мцыри проповедует те ценности, которые были ему дОроги: свободу, жизнь в родном краю, возможность быть лучшим среди своих соплеменников, чтобы отец гордился им, возможность любить и быть счастливым.
И кстати, монаху нечего возразить в ответ на пылкую речь умирающего юноши.
Объяснение: