Ейтно́т (от нем. Zeit (цайт) — время и нем. Not (нот) — нужда) — в партии в шахматы, шашки или иную настольную игру — недостаток времени для обдумывания ходов, которое в официальных соревнованиях регламентируется. Термин появился после введения контроля времени в шахматных турнирах, впоследствии, с появлением контроля времени в других настольных играх, стал относиться и к ним тоже.
Цейтнот обычно называют «жёстким», если у игрока вообще не остаётся времени на обдумывание ходов (минута или меньше на десять или больше ходов), в таких условиях совершенно обычными являются очень слабые ходы, потеря выигрыша или даже проигрыш при изначально лучшем положении. Чтобы избежать откровенно бессмысленных действий игроков в цейтноте, иногда (например, в некоторых турнирах по Го), применяется «бёёми» — после израсходования основного времени игрок получает дополнительное: он может продолжать игру, но на каждый следующий ход даётся строго ограниченное время (например, минута на один ход).
В современных шахматных соревнованиях всё шире применяется контроль времени с добавлением, предложенный Робертом Фишером — игровые часы (часы Фишера) настраиваются так, что после каждого хода игроку добавляется небольшое количество времени. Как и в случае с бёёми, при таком контроле времени «жёсткий» цейтнот не возникает, хотя «мягкий» всё равно остаётся.
Врассказе в.п. астафьева " васюткино озеро" главный герой тринадцатилетний мальчик по имени васютка. мальчик заботился о рыбаках. каждый день он ходил в лес за орехами . но однажды васютка заблудился в лесу. мальчик не растерялся, он начал рассуждать, куда ему идти. и когда васютке становилось страшно,ему вспоминались слова дедушки и отца : "тайга, наша кормилица, хлипких не любит." мальчик держал себя в руках. с знания тайги , внимательности, находчивости, мужества он выбрался из леса. когда васютка вернулся домой, мальчик рассказал рыбакам про озеро. и потом, когда они приехали туда, кто-то сказал, что это озеро васюткино. после этого начали называть озеро в честь храброго мальчика-васютки
Цейтнот обычно называют «жёстким», если у игрока вообще не остаётся времени на обдумывание ходов (минута или меньше на десять или больше ходов), в таких условиях совершенно обычными являются очень слабые ходы, потеря выигрыша или даже проигрыш при изначально лучшем положении. Чтобы избежать откровенно бессмысленных действий игроков в цейтноте, иногда (например, в некоторых турнирах по Го), применяется «бёёми» — после израсходования основного времени игрок получает дополнительное: он может продолжать игру, но на каждый следующий ход даётся строго ограниченное время (например, минута на один ход).
В современных шахматных соревнованиях всё шире применяется контроль времени с добавлением, предложенный Робертом Фишером — игровые часы (часы Фишера) настраиваются так, что после каждого хода игроку добавляется небольшое количество времени. Как и в случае с бёёми, при таком контроле времени «жёсткий» цейтнот не возникает, хотя «мягкий» всё равно остаётся.