Том Сойер
Мальчик, которого воспитывает его тетя. Это отпетый сорванец и проказник, который ни минуты не может прожить без шалостей. Его неуемное любопытство и привычка совать свой нос, куда это только возможно, постоянно приводит Тома к всяческим злоключениям. Вместе с тем, это благородный и справедливый мальчик, отзывчивый и добрый. Ему присущи такие качества, как великодушие и благородство, щедрость и благоразумие. Так же, как у истинного американца, в нем есть предпринимательская жилка.
Гекльберри Финн
Неразлучный друг Тома. В «Приключениях» герои вместе участвуют в проделках нуждающимся, и борются против зла и несправедливости. Гек Финн, при живом отце, растет беспризорником. Это умный и практичный мальчик, привыкший сам о себе заботиться. Можно сказать, что за свою короткую жизнь, он стал умудренным опытом человеком, самостоятельным и прагматичным. Как и все мальчишки, Гек любит различные шалости, поэтому они, вдвоем с Томом Сойером, составляют единое целое.
Талант Василия Макаровича Шукшина – выдающийся, сильно выделяющийся среди других талантов той эпохи. Он ищет своих героев среди простого народа. Его привлекают необычные судьбы, характеры неординарных людей, порою противоречивых в своих поступках. Такие образы всегда сложны для понимания, но, вместе с тем, близки каждому русскому человеку.
Именно такой характер Шукшин рисует в рассказе «Чудик». Чудиком называет главного героя жена. Он – типичный деревенский житель. Именно так явно заметная другим чудаковатость и становится его основной проблемой и бедой: «Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось. Он не хотел этого, страдал, но то и дело влипал в какие-нибудь истории - мелкие, впрочем, но досадные».
Весь этот, довольно небольшой, по сути, рассказ - описание отпускной поездки Чудика к своему брату на Урал. Для героя это становится большим, так долго ожидаемым событием - как-никак с братом не виделись целых 12 лет. Первое происшествие случается еще по пути на Урал – в магазине в районном городе, где Чудик покупает гостинцы племянникам, он случайно замечает на полу пятидесятирублевую бумажку: «Этакая зеленая дурочка, лежит себе, никто ее не видит. Чудик даже задрожал от радости, глаза загорелись. Второпях, чтоб его не опередил кто-нибудь, стал быстро соображать, как бы повеселее, поостроумнее сказать этим, в очереди, про бумажку». А молча поднять ее у героя совести не хватает. Да и как он такое может сделать, когда даже «хулиганов и продавцов не уважал. Побаивался». Но, между тем, «уважал городских людей».
Природная честность, зачастую присущая всем сельским жителям, толкает Чудика на то, чтобы вновь неудачно пошутить (он совсем не умел острить, но ему ужасно хотелось). Герой обратил тем на себя внимание всех и оказаться непонятым - очередь молчала…
Чудик положил деньги на прилавок и ушел. Но по дороге он обнаруживает, что «бумажка»-то его была. Но герой стесняется вернуться и забрать ее, хотя эти деньги были сняты с книжки, а значит, довольно долго копились. Их потеря – большая потеря, настолько, что приходится вернуться домой. Чудик долго ругает себя вслух, когда идет по улице, тихо – когда едет в автобусе. «Да почему же я такой есть-то?» - недоумевает герой. Дома получил по голове от жены шумовкой, снял деньги снова и опять поехал к брату.
И вот уже Чудик едет в поезде. В тамбуре люди курят, рассказывают всякие интересные истории. Герой, в силу своей природной общительности, доброты, деревенской простоты, тоже решает поделиться любопытным случаем, произошедшим в их селе, да собеседник не обращает на него внимания. Этот интеллигентный человек в очках лишь спросил, не сам ли Чудик все это выдумал, и отвернулся, видно, посчитав попутчика невоспитанным.
Главному герою странна и непонятна та реакция, которую он вызывает почти у всех людей, встречающихся на его жизненном пути. Он ведет себя естественно, так, как он думает, надо вести себя. Но люди не привыкли к такой открытости и искренности, поэтому смотрят на него как на самого настоящего чудика.
Вот Чудик уже в самолете. Он немного побаивается, так как не совсем доверяет этому чуду техники. Пытается заговорить с новым соседом, да тому более интересна газета. Скоро приземление, стюардесса просит пристегнуть ремни. Хотя сосед и отнесся к Чудику с недоброжелательностью, тот все же, осторожно тронув его, говорит, что стоило бы пристегнуться. Не послушался самоуверенный «читатель с газетой», упал... И поблагодарить бы он должен заботливого Чудика за заботу о незнакомом человеке, но вместо этого накричал на него за то, что тот искать его вставную челюсть, потрогал ее руками (чем же еще?). Другой бы на месте героя обиделся – такая благодарность за заботу. А Чудик приглашает соседа к брату домой, чтобы прокипятить, продезинфицировать челюсть: «Читатель удивленно посмотрел на Чудика и перестал кричать».
В аэропорту Чудик пишет телеграмму жене: «Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша меня не забудь. Васятка». Телеграфистка переправляет текст на короткий «Долетели. Василий». И вновь Чудик не понимает, почему он не должен писать любимой жене подобного в телеграммах.
Знал Чудик, что есть у него брат, что есть племянники, а вот о том, что есть еще и сноха, и подумать не мог. Не мог также он и подумать, что невзлюбит она его с первого же дня знакомства. Но герой не обижается. А, желая сделать доброе дело, да такое, чтобы понравилось негостеприимной родственнице, на следующий день расписывает детскую коляску. А потом, довольный собою, идет покупать подарок племяннику.
ответ: Что прежде всего подвигает русского человека на праведничество?
Христианская вера. Заповеди Божии регулируют его поведение,
взаимоотношения
с людьми, обусловливают его мирочувствование, миропонимание.
Матрёна была старательным воцерковлённым усердным человеком:
“святой угол в чистой избе”, “иконка Николая Угодника”.
Она зажигает лампадку “во время всенощной (церковная ночная служба)
и с утра по праздникам. )
“Только грехов у неё было меньше, чем у колченогой кошки,
та - мышей душила”.
Матрёна достаточно твёрдо соблюдает традиции и правила
жизни воцерковлённого человека (домашние иконы, так как
церковь за “5 вёрст”).
Игнатьич говорит, что всякое дело она начинала “с Богом! ”
и его провожала в школу, говоря всякий раз “С Богом! ”.
“Может быть, она и молилась, но не показно, стесняясь
меня или боясь притеснить”.
Причина скрытности Матрёны в том, что в годы советской
власти приучали верующих таиться.
Матрёна умеет радоваться жизни, душа её светла, не омрачена
злом и завистью, у неё и лицо красивое.
Она добра и приветлива: "И всегда одни и те же
доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки”.
Матрёна трудолюбива, труд - лекарство от болезней, недугов.
По первому приказу Матрёна идёт на колхозные работы,
совестливая Матрёна стыдится плохой работы
“ни к столбу, ни к перилам... ”
Но не только колхоз, а любая.. .из тальновских баб могла прийти
и пригласить Матрёну “убирать картовь”.
“Ни труда, ни добра своего Матрёна не жалела никогда”.
Искреннее, тёплое, идущее от сердца чувство христианской
любви к людям движет поступками Матрёны.
Сила её и слабость заключались в том, что она не может
отказать в нуждающимся.
В работе, в “труде великом” раскрываются терпение,
безотказность, бескорыстие, отсутствие зависти и радость
за благополучие других.
Труд оценивается традиционной христианской этикой
как необходимое, возвеличивающее праведное дело.
Матрёна наделена даром искренней радости за успехи других.
“...Была больна, но не считалась инвалидом”.
Матрёна - многострадальная крестьянка.
Страдание - неизбежный спутник жизни человека.
“Страдание очищает душу”.
” Матрёна умеет прощать, умеет примириться сердцем,
не питая вражды за обиду.
Для неё нормальное состояние не злоба и воинственность,
а доброта и смирение.
Матрёнин двор-символ особого устройства, “лада”,
где есть труд и честность, доброта и терпение, согласие
с самим собой и сопричастность всему сущему.
Матрёна живёт по канонам, завещанным предками,
по правилам, которые считает незыблемыми,
несёт в себе начало.
Пережить то, что пережила Матрёна, и остаться человеком
бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым,
чутким, не озлобиться на судьбу и на людей, сохранить
до старости “лучезарную улыбку” - какие же душевные
силы нужны для этого!
Матрёна обладает бесконечным смирением,
не требующим от неё никакого напряжения воли.
Она не предаётся греху гордыни, умеет быть благодарной
за каждый прожитый миг.
Матрёна может довольствоваться малым - тем, что имеет:
ей не свойственны чувства зависти, злости, обиды,
стяжательства.
Праведничество Матрёны основано на её безразличии
к материальным ценностям.