Конечно, каждый читатель имеет своих любимцев. но обычно называют образ петра как живого властителя, так и восковую персону. затем — данилыча (меншикова) и екатерину. их мысли и чувства, их поступки, особенно те, которые каким-то образом связаны с восковой персоной, запоминаются и волнуют читателей чаще всего. создавая повесть, тынянов обращается к конкретным фактам прошедшей эпохи, активно и точно использует документы и при этом умело воссоздает атмосферу далекого времени, широко используя те реалии, которые могут читателю воочию представить жизнь при петре i. так, и описание фактов, и включение в повествование конкретных реалий, и активное использование языка той поры воссоздать эпоху. читая текст, каждый по-своему решает вопрос о том, что отличает документ от художественного произведения. повесть тынянова дает свой ответ, рисуя ситуации и героев, которые отчетливо запечатлены и в документах. каждому очевидна искренняя взволнованность автора событиями, к которым он приобщает читателя. «большее волнение» о своих героях можно доказать, обращаясь к любому из этих героев — от самого петра до шестипалого монстра, мужика, который служит в кунсткамере и экспонатом, и служащим. каждый может выбрать любой конкретный пример.
Джеймс олдридж — писатель и гражданский деятель xx века, автор многих романов, повестей и рассказов. во время своего пребывания в египте дж. олдридж посетил акулью бухту («назвали ее акульей — не из-за формы, а из-за ее населения») и вел там рискованные подводные съемки. это нашло отражение в его новелле «последний дюйм». но это произведение — не просто экзотическая зарисовка, а повествование о становлении человека, о мужестве, о силе личного примера. летчик бен прилетает с сыном дэви в акулью бухту, чтобы поснимать акул. это опасная работа, но «ему нужно было быстро заработать побольше денег», а за съемку обещали хорошо заплатить. бен спускается под воду и приманивает рыб с куска конины. но одна из акул ведет себя агрессивно, и бен замечает свою оплошность — «руки и грудь его измазаны кровью от куска конины». акулы бросаются на человека. он с трудом отбивается от них и выкарабкивается на берег, но руки и ноги его уже изувечены, и бен не может пошевелиться. единственный человек в этой глухой местности — его сын, еще мальчик. бен понимает, что им нужно выбраться отсюда во что бы то ни стало, ведь «если он умрет, мальчик останется один, а об этом страшно даже подумать… мальчика не найдут вовремя в этом выжженном начисто краю, если его вообще найдут». бен чувствует ответственность за сына и, пересиливая страшную боль, пытается приободрить его, объяснить, что нужно сделать, чтобы они спаслись. десятилетнему ребенку предстояло выполнить дело нечеловеческой трудности. единственной надеждой спасти мальчика был самолет и дэви придется его вести. для ребенка это тяжело морально и , и бен понимает, что сможет сыну, если сам будет держаться смело, не падать духом. превозмогая боль, поминутно теряя сознание и медленно приходя в себя, бен отталкивается израненными ногами от земли, чтобы мальчику было легче дотащить его до самолета, дает сыну советы, как поднять в небо машину и ею. автор говорит, что «в жизни не раз наступают решающие минуты и остаются решающие дюймы», когда нужно напрячь всю свою волю, чтобы выжить и спасти другого. и бен сделал это, поэтому они с сыном и спаслись. бен знает, что силой своего личного примера он разбудил в мальчике те черты характера, которые ему в будущем и сделают из него настоящего мужчину.