в основу содержания «илиады» и «одиссеи» легли предания из цикла мифов о троянской войне, действительно происходившей, очевидно, в xiii– xii вв. до н. э.
«илиада», военно-героическая поэма, повествует о событиях 10-го года войны, вызванных ссорой храбрейшего из участников похода ахилла, царя фтии, с предводителем войска агамемноном, который отобрал у ахилла его пленницу брисеиду. оскорбленный ахилл отказался участвовать в сражениях и вернулся к войску лишь после гибели его лучшего друга патрокла. мстя за смерть друга, он вступил в поединок с предводителем троянского войска гектором, виновником смерти патрокла, и убил его.
«одиссея» – сказочно-бытовая поэма. в ней рассказывается о событиях, происшедших после окончания войны, о возвращении на родину одного из греческих военачальников одиссея, царя итаки, и о его многочисленных злоключениях.
в поэме «илиада» рассказы о действиях людей на земле чередуются с изображением сцен на олимпе, где боги, разделившиеся на две партии, решают судьбу отдельных сражений (так как конечный исход войны давно предрешен). при этом события, происходящие одновременно, излагаются как происходящие последовательно, одно за другим (так называемый закон хронологической несовместимости). завязкой действия «илиады» является гнев ахилла; события, излагаемые в поэме, вызваны этим гневом, и весь сюжет представляет собой как бы последовательное изложение фаз гнева ахилла, хотя встречаются отклонения от основной сюжетной линии, вставные эпизоды. кульминационный момент «илиады» гомера – поединок ахилла с гектором; развязка – возвращение ахиллом приаму тела убитого им гектора.
композиция поэмы «илиада» отличается некоторой симметричностью в соответствии с нравственными установками поэта. в начале действия старик хрис обращается к агамемнону с просьбой вернуть ему плененную дочь и получает надменный отказ, явно осуждаемый автором. этот отказ по существу стал началом многих кровавых событий, разыгравшихся у стен трои. в конце поэмы другой старик, приам, приходит к ахиллу с просьбой вернуть ему тело гектора и не получает отказа – это поступок, достойный героя гуманного поэта.
в структуре «одиссеи» гомера самое замечательное – первый в мировой прием транспозиции – изложение прошлых событий в виде рассказа одиссея.
заслуживает внимания та особенность поэмы, что рассказы о чудовищах и фантастических событиях в рассказе самого одиссея; автор, стремящийся к рационализации мифа, как бы не участвует в этом искажении действительности.
хлестаков – «елистратишка» из петербурга, типичный представитель чиновника, повертевшегося в департаментах и гостиных, книжных лавках и кофейнях. он кое-что видел, кое-что слышал. главным в жизни хлестакова были деньги, чины, карьера и светская жизнь. но все это ему осуществить не удалось, и он едет в деревню. в голове у хлестакова «легкость необыкновенная в мыслях», он готов к любым приключениям: порисоваться, поиграть в карты, покутить. а тут и случай удобный подворачивается – его принимают за ревизора. в сцене вранья он достигает вершины, хотя врет он постоянно. и вот тут проявляется особенность комедии гоголя: правде не верят, а вранье слушают с открытыми ртами. нам вначале кажется, что хлестаков наивен, но это не так. он простодушно принимает те обстоятельства, в которые попадает. нам кажется, что осип подсказывает хозяину «сматываться», но и хлестаков подозревает в сложившейся ситуации что-то неладное: «мне кажется, однако ж, они меня принимают за государственного человека… экое дурачье! » рисуясь перед марьей антоновной, он чуть было не проговорился: «помилуйте, сударыня, мне приятно, что вы меня приняли за такого человека, который…», но вовремя спохватывается, чтобы не навлечь на себя беду. хлестаков понял, что его приняли за другого, и охотно входит в роль. он не надувал чиновников, они обманулись сами.
характер хлестакова – типичен для многих людей. сам н.в.гоголь писал: «всякий хоть на минуту… делается или делался хлестаковым… и ловкий гвардейский офицер окажется иногда хлестаковым, и государственный муж…, и наш брат, грешный . словом, редко кто им не будет хоть раз в жизни». у каждого персонажа комедии есть своя хлестаковщина: у размечтавшегося городничего, шпекина, в характере осипа.