Объяснение:
1.Лермонтов назвал свою поэму песней, потому что она воспевает главного героя. Поэма Лермонтова названа песней, так как поэт создаёт произведение, очень близкое по содержанию, форме и по духу к русским народным историческим песням
2.В «Песне...» автор использует различные художественные приемы, которые приближают его поэму к особому жанру. Этот жанр называется народной песней. Лермонтов активно использует различные средства звуковой организации текста, поэтического синтаксиса, которые приближают произведение к народной песне. Например:
Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич...
В этом примере читатель может отметить синтаксический повтор и параллелизм. Поэтому можно утверждать, что именно использование художественных средств сближает «Песню...» Лермонтова с народной.
Исследователи народной песни утверждают, что ее основа – это ее нравственная, духовная направленность. В «Песне...» рассказывается о красоте и величии нашей Родины, раскрываются традиции народного быта, особенности культуры и вероисповедания. Не зря отрывки «Над Москвой великой...», «Заря над Москвой», «Ох ты гой еси...» были положены на музыку. Ведь в них раскрывается особая для русского человека тема. Прежде всего – это прославление Москвы. К тому же, именно эти отрывки являются близкими к фольклорным именно по своей структуре.
Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» было написано М. Ю. Лермонтовым в феврале 1837 года, когда поэт сидел под арестом в здании Петербургского Главного штаба за сочинение стихов на смерть Пушкина. К нему пускали лишь камердинера, приносившего обед. Хлеб заворачивался в серую бумагу. На ней-то (с спички, печной сажи и вина) и было написано это стихотворение.
Жанр произведения – пейзажная миниатюра, с элементами философской медитации.
Пейзаж в этом стихотворении – это не одна мимолетная картина природы, а несколько поэтических картин, взаимосвязанных друг с другом. Поэт рассказывает, как «волнуется желтеющая нива» при легком звуке ветерка, как свежий лес задумчиво шумит, как игриво «прячется в саду малиновая слива», как «студеный ключ играет по оврагу». Создавая яркие, живописные картины, Лермонтов олицетворяет природу: «ландыш серебристый приветливо кивает головой», «студеный ключ» лепечет «таинственную сагу».
Далее мы наблюдаем в произведении обратную градацию цветовых эпитетов. Яркие, сочные краски становятся неопределенными, цвет переходит в свет, а затем цветовые эпитеты и вовсе уходят из текста. Так, в первой строфе мы видим «желтеющую ниву», «малиновую сливу», «зеленый листок». Затем характер определений несколько меняется: «румяный вечер», «утра час златой», «ландыш серебристый». В третьей строфе цветовые эпитеты замещаются иными: «смутный сон», «таинственная сага», «мирный край».
Точно такую же градацию мы наблюдаем в отношении объективности картины окружающего мира. Если в первой строфе эта объективность сохраняется (нива волнуется, лес шумит, слива прячется под кустом), то во второй строфе мы имеем индивидуально-личностное восприятие природы героем: «мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой». То же самое явление наблюдаем и в третьей строфе: «ключ… Лепечет мне таинственную сагу»).
Принцип обратной градации лежит в основе создания и художественного времени произведения, и художественного пространства. Так, в первой строфе, вероятно, изображено лето. Вторая строфа говорит о весне («ландыш серебристый»), время суток здесь как будто растекается в своей неопределенности: «Румяным вечером иль в утра час златой». А третья строфа вообще никаких указаний на время года не содержит.
Художественное пространство стихотворения идет по степени сужения до определенного момента. В первой строфе мы видим довольно широкую пейзажную панораму: поле, лес, сад. Затем в поле зрения лирического героя остается куст и ландыш. Но потом вновь пространство расширяется (как бы прорывается) благодаря ключу, который мчится неизвестно откуда:
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он.
Здесь это художественное пространство становится бесконечным. Эта картина является кульминацией стихотворения.
Затем мы погружаемся в область чувств лирического героя. И здесь также наблюдаем определенную градацию. «Заключительное четверостишие содержит обратное движение – от души к мирозданию, но уже просветленному и одухотворенному. Четыре стиха его – четыре этапа этого движения: «Тогда смиряется души моей тревога» – внутренний мир человека; «Тогда расходятся морщины на челе» – внешний облик человека; «И счастье я могу постигнуть на земле» – ближний мир, окружающий человека; «И в небесах я вижу бога» – дальний мир, замыкающий мироздание; внимание поэта движется как бы расходящимися кругами», – пишет М. Л. Гаспаров.
Объяснение:
В стихотворении писатель сопоставляет исторический и естественный пласт. Через метафоричные образы перемены времён года, появляется значимый момент в разработке исторического течения.
Тема смены времён года прослежен в произведении перечнем образов осени и суровой погоды: «капризное небо», «грязь непроезжая», «домишки в озерах очутятся», также образов зимы: «север строгий», «ближайшая метель», «росчерки полоза санного», «блеск заморозков оловянный». Осень и зима обнаруживаются в непрерывной оппозиции друг с другом.
Образ книги раскрывает следующую тему в текте – это творческая деятельность, которая воплощена в образе «нив алфавиты» и словосочетания, имитированного под «Повесть временных лет» – «сим победиши». Это говорит о замятии литературной ценности, о непрестанности русской истории.
Особенностей авторской орфографии и пунктуации при первичном чтении и анализе не выявлено.
II. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ТЕКСТА:
Рассматривая фонетический уровень текста, отметим, что в первой строфе есть аллитерация. Идёт повторение согласных звуков Р, Ж, З: «зима приближается», «сызнова», «грязи непроезжей», «капризного». Такие огрубелые повторения создают беспокойное состояние, но далее смягчаются звучащими в тексте сонорными Л, М, Н: «люблю», «далекие», «листанней», «прелесть», «метелью», «рукоделье». Также постепенно идёт смена беспокойных мотивов на более равномерные, которые усиливаются ассонансом. В финале текста повторяются звуки А, О.
В следующей строфе произведения мы можем наблюдать звук У, находящийся под ударением, который можно сравнить с гудящим ветром: «закурятся», «трубы», «распутицы», «жизнелюбы», что указывает на чувство неприютности. В последней части стихотворения мелодия произведения сменяется и делается мягче и умиротворённее.
Если же мы рассмотрим лексический уровень текста, то здесь мысль переломе выражается ярче. Здесь воплощаются иные интонации благодаря эмоционально-окрашенным единицам. Сначала мы испытываем чувства пугливости. Это нам прочувствовать такие эпитеты: «капризный», «непроезжий», «холодный», «строгий», «захолустный», «тяжелые».
Далее мы ощущаем спокойствие благодаря таким словам: «задушевнее», «прелесть», «жизнелюбы», «блеск».
Цветопись также увидеть и делает сильнее противоборство времён года. Это мы можем проследить с таких слов: «грязь», «ночь», «черный», «белый», «полоз санный». Здесь мы видим противопоставление черного цвета, белому. Это позволяет нам утверждать, что природа уходит уже от темного, мрачного состояния к чему-то свежему, лёгкому, чистому.
Пастернак в тексте использует акказианальную лексику: «серебристо-ореховый».
Ряд сравнительных оборотов: «как крышей», «как рукоделье».
Также в произведении автор употребляет ономастические единицы, которые имеют существенное значение в тексте. Чайковский, Чехов, Левитан – значительные имена в культуре России. Именно в культуре, традициях автор видит источник живой силы и стойкости русского духа. Совершенно неспроста автор говорит о жильцах русской деревни, как о «жизнелюбах». Говоря о наступлении зимы, писатель сопоставляет её начало с развитием нового времени в историческом плане России.
Таким образом, проанализировав фонетические, лексические и изобразительно-выразительные единицы, можно сделать вывод о том, что благодаря выявленным противопоставлением автор довольно чётко сумел показать идею переходности и перелома.
I
,
Объяснение: