Первая ода Ломоносова — «На взятие Хотина» (1739) — посвящена победе над турками. Турецкое войско одержимо адской злобой: «Не ад ли тяжки узы рвёт и челюсти разинуть хочет?». Но россы горят любовью к отечеству и императрице, и потому «чтоб орлов сдержать полёт, таких препон на свете нет». Посрамлённые турки стыдятся самого солнца. Представляется видение Иоанна Грозного и Петра Великого: они гордятся, что Анна Иоанновна продолжает их дело. Поэт призывает турок положиться на великодушие победительницы, но саму злобную Турцию ничто не : «Дамаск, Каир, Алепп сгорит; Обставят Росским флотом Крит; Ефрат в твоей крови смутится». Россия же под Анниным покровом процветает от Вислы до Китая; враг не смеет топтать полей «с пшеницей, где покой насеян»; мирные пастухи поют песни про воинскую славу.
В оде на день рождения Ивана Антоновича (1741) младенец-император наследует славным предкам, совершая более дивный подвиг, чем Геракл: в колыбели он победил не змей, но злобного «гиганта» (Бирона), который хотел «превысить Вышню власть». Полная мифология российской истории разворачивается в одах, посвящённых императрице Елисавете Петровне.
Россия хранима Богом. Хотя по временам Он насылает на неё Свой гнев, но затем переменяет его на милость: «Я в гневе Россам был Творец, Но ныне паки им Отец» (Ода 1742 г.). Бог, как и в прежних одах, сокрушает злобу, разрушая умыслы врагов России (там же и в других местах). К Нему возносится молитва: «Для толь великих стран покою, / Для счастья множества веков, / Поставь как Солнце пред Тобою / И как Луну престол Петров». (Ода на рождение Павла Петровича)
Великие герои и героини среди российских правителей были с древности и теперь сияют «превыше звёзд» (Ода 1752 г.). Особенно велико было дело царя Алексея: он победил поляков и татар, «он суд и правду положил» (Ода на рождение Павла Петровича). Но ничто не сравнится с деяниями Великого Петра: «Зиждитель мира... послал в Россию Человека, каков не слыхан был от века» (Ода 1747 г.). Пётр уподобляется (а мать его, в подражание Матери Божией, называется «в жёнах благословенна» — Ода 1752 г.). Он извлёк Россию из мрака невежества, даровав ей новую жизнь. Он поразил врагов — «войнами укротил войны» (Ода 1761 г.); он устроил флот и отправил на Восток «Росских Колумбов»; при нём «божественны науки в Россию простирали руки» (Ода 1747 г.). Супруга Петра продолжила его дела: «Если б жизнь ея продлилась, давно б Секвана постыдилась своим искусством пред Невой» (там же). Последующие годы — вновь годы мрака, от которых Бог избавил Россию, возведя на трон Елизавету Петровну, «Петрову дщерь», «возлюбленную Тишину» (значение имени Елизавета): «Взглянул в Россию кротким оком, / И видя в мраке ту глубоком, / Со властью рёк: да будет свет. / И бысть. О твари обладатель! / Ты паки света нам создатель, / Что взвёл на трон Елисавет». (Ода 1746 г.)
Основным признаком романтического метода в литературе является изображение необычного человека, стремящегося к свободе. Чаще всего это гордые люди, не желающие мириться с законами своего общества. Именно таких героев встречаем мы в раннем творчестве А.М.Горького. Особенно ярко это просматривается в рассказе «Старуха Изергиль», в котором идея свободы является главной.
Композиционно рассказ можно разделить на три части. Это две легенды, которые рассказывает автору старая женщина, и история жизни самой Изергиль. Герой первой легенды - Ларра, гордый сын орла и женщины. Мать привела его к людям, но он не захотел жить по человеческим законам. Он ставил себя выше всех и хотел свободы только для себя. Холодный, жестокий и эгоистичный, Ларра презирал людей, и люди отвергли его, изгнали из своего племени и наказали бессмертием. В этом сюжете мы видим характерное для романтизма двоемирие: с одной стороны общество людей, связанных заветами и традициями, с другой – мир абсолютной свободы, к которому так стремится Ларра и который в конце концов становится невыносимым для него.
Во второй легенде мы видим еще один признак романтизма – экзотический пейзаж. Враждебный мир представлен в виде дремучего леса, наполненного диким зверем и смрадными болотами, бурями и страхом. Горький показывает природу как живое существо, которое сознательно преследует людей. Герой этой легенды, Данко, тоже борется за свободу. Но это свобода не для себя, а для своего племени. Исключительность характера героя проявляется в том, что он готов отдать свою жизнь ради других. Данко бескорыстен, он ведет народ за собой, освещая путь пламенем своего сердца, и гибнет.
Обязательным признаком романтического произведения является трагическая судьба главного героя. В легендах о Ларре и Данко это выражено очень ярко, а вот старуха Изергиль, казалось бы, все время жила, как ей хотелось. Но это только на первый взгляд. Каков итог ее жизни? Мы видим, что она одинока. Нет рядом близкого человека, нет детей и внуков, и неслучайно рассказчик сравнивает ее с тенью. Какой след оставила она на земле? Ее удел – греться у чужого огня.
Подводя итог, можно сказать , что рассказ А.М. Горького «Старуха Изергиль» написан в лучших традициях русского романтизма.