Принципами стиля монументального историзма определяется и такая характерная черта «Слова», как авторские отступления, исторические экскурсы, в которых обычно наиболее рельефно выделяется основная идея «Слова» - осуждение княжеских усобиц, размышление о горестях Русской земли, подвергающейся половецким набегам. Именно поэтому автор прерывает рассказ о битве Игоря с половцами в самый кульминационный момент и обращается к воспоминаниям о столь же бурных и трагических для Руси временах Олега Гориславича; между рассказом о падении «стягов Игоревых» и описанием пленения Игоря помещено обширное рассуждение автора о последствиях поражения: «Уже бо, братие, невеселая година въстала…» О бедствиях Русской земли, подвергшейся новому нашествию половцев, и даже о печали, охватившей по этому поводу страны - немцев и венецианцев, греков (византийцев) и чехов, говорится ранее, чем о сне Святослава, который, судя по символике, он увидел в ту роковую ночь, когда Игорь потерпел поражение.
Автор размышляет о юности для юного человека весь мир нов и молод.Пробуждение чувств в новом человеке обновляет и весь мир вокруг него. в стихотворении сопоставляются образы вечного и нового, старого и юного.Голый сад, слово "холод" навеевает мысль о старости , вечности. Лунная ночь, цветущие яблони, соловей --- стандартные поэтические образы.Но старый мир обновляется от встречи с юностью, образами которой служат весна,молодая птица(которая только пробует петь)и, конечно, девочка в открытом окне. бубин словно со стороны смотрит на мечтающую девочку и любуется вечной новизной и красотой первых волнений души, первых человеческих переживаний.