Выразительно и твердо названа А. Твардовским поэма "По праву
памяти". Всем своим названием взрывала страшное молчание,
покрывающее многие годы сталинского режима.
"Кто прячет ревниво,
Тот вряд ли с будущим в ладу... "
Почему именно данную тему, именно в данном направлении и
именно в данный момент (1969г.) Твардовскому захотелось
"досказать"?
ответ дан в самой поэме, вся заключительная глава которой как раз
и является таким ответом.
...Забыть, забыть велят безмолвно,
Хотят в забвенье утопить
Живую боль.
И чтобы волны
Над ней сомкнулись.
Быль забыть!
Твардовский говорит правду о тяжелейших годах сталинской эпохи.
Он вспоминает слова вождя:" Сын за отца не отвечает".
Очень сложно понять смысл этих слов, не зная их исторической
основы. Именно во времена Сталина появилось понятие "враг народа",
а позднее - и "дети врага народа". Клеймо "враг народа"
полностью вычеркивало человека из жизни, делая его никчемным
и ненужным.
А самое ужасное в том, что очень часто дети стремились скрывать
свое и старались забыть родителей, вошедших в категорию
"врагов народа".
Твардовский не может смириться с подобным отношением к
ибо, по его мнению, забыть то, что было, – значит вычеркнуть из
памяти отца и мать, родных и близких.
Поэт считает, что нельзя стремиться к счастью, не помня об уже
ушедшем:
"Кто прячет ревниво,
тот вряд ли с будущим в ладу…"
"Вам из другого поколения", обращался поэт, необходимо помнить,
что история не делится на отрезки, события её не распределяются по
чинам и званиям: каждый отвечает за всё, что было в
совершается в настоящем и произойдет в будущем:
Давно отцами стали дети,
Но за всеобщего отца
Мы оказались все в ответе,
И длится суд десятилетий,
И не видать еще конца.
Твардовский чувствует ответственность перед молодым поколением.
Он хочет верить, что былые ошибки будут учтены, и в новой жизни
люди не станут испытывать стыд за
Зато и впредь как были – будет, -
Какая вдруг ни грянь гроза –
Людьми Из тех людей,
Что людям,
Не пряча глаз,
Глядят в глаза.
Объяснение:
...
1. Мечты рождают цели.
Всякий раз, когда мы о чем-то мечтаем, и если мы делаем это продуктивно, в нашей голове рождается цель. Цели – это то, без чего невозможно быть максимально успешным. Если наши мечты остаются мечтами, они не приносят должного результата. Цель – это та точка, в которую мы хотим попасть, и увидеть ее можно только посредством мечты.
2. Мечты высвобождают энергию.
Когда человек мечтает о том, чего хочет достичь, в его жизнь высвобождается необходимая энергия для движения вперед. Мечта открывает в нас источник внутренней энергии, которая двигаться вперед и дает силы на преодоление сложностей. Благодаря мечте, которая полыхает в нашем сердце, мы раскрываем свое мышление, а энергия сделать его более эффективным. За счет той энергии, которая высвобождается вместе с грезами, наш мозг может увидеть тысячи вариантов выхода из сложных ситуаций на пути к ее достижению.
«Летописец» открывается «Обращением к читателю от последнего архивариуса-летописца». Архивариус видит задачу летописца в том, чтобы «быть изобразителем» «трогательного соответствия» — власти, «в меру дерзающей», и народа, «в меру благодарящего». История, таким образом, представляет собой историю правления различных Сначала приводится глава доисторическая «О корени происхождения глуповцев», где повествуется о том, как древний народ головотяпов победил соседние племена моржеедов, лукоедов, кособрюхих и т. д. Но, не зная, что делать, чтобы был порядок, головотяпы пошли искать себе князя. Не к одному князю обращались они, но даже самые глупые князья не хотели «володеть глупыми» и, поучив жезлом, отпускали их с честию. Тогда призвали головотяпы вора-новотора, который им найти князя. Князь «володеть» ими согласился, но жить к ним не пошёл, послав вместо себя вора-новотора. Самих же головотяпов назвал князь «глуповцами», отсюда и пошло название города.
Глуповцы были народом покорным, но новотору нужны были бунты, чтобы их усмирять. Но вскоре он до того проворовался, что князь «послал неверному рабу петлю». Но новотор «и тут увернулся: ‹…› не выждав петли, зарезался огурцом».