Поп встретил работника Балду на базаре и предложил ему работать. Балда должен был выполнять много работы: быть и плотником, и поваром, и дворником, и много другого. Балда согласился работать у попа за три щелка в год попу и за еду. Балда ел за четверых и работал за семерых. Угождал и маленькому поповскому сыну и его дочке, да и попадья, часто его хвалила. Священник чувствовал, что час расплаты приближается и по совету жены стал искать и придумывать для Балды такую работу, которая была бы парню не под силу. Поп дал работнику Балде невыполнимое задание — собрать оброк с чертей в море. Работник баламутит море, пугает чертей, требуя отдать дань, о которой там никто не слышал. Мудрый старый черт посылает на борьбу с Балдой своего младшего внука, хитрого чертенка. Он предлагает посоревноваться и выполнить несколько заданий. Тут, как раз, работнику и пригодилась хитрость и сообразительность. Черти сдаются и отдают «веселому малому» мешок с золотом. И вот настал час расплаты для попа и работник Балда начал отсчитывать щелки. С первого щелка поп подпрыгнул до потолка, со второго щелка лишился поп языка, а с третьего щелка вышибло ум у старика.
Рассказы Сетона-Томпсона имеют какую-то необыкновенную воодушевляющую на хорошие дела и поступки писательскую магию. В них есть то, чего так не хватает в современном искусстве. Положительный пример, с которым не хочется спорить, и воодушевляющее начало.
Рассказ "По следам оленя" об охотника Яне и олене-великане, безусловно, очень яркий пример, доказывающий мои утверждения. Здесь показано перерождение души молодого охотника. На примере объясняется нелицеприятная сторона охоты, переворачивающая сознание молодого человека.
Ещё в этом рассказе мне понравилась линия индейца. Настоящего местного охотника. А сколько боли для всего индейского народа в двух строчках диалога американца и индейца. "Что ты делаешь в моей стране?" спрашивает индейца Ян. "Это когда-то была моя страна" отвечает индеец.
Глаза оленя-великана через строки этого рассказа заглянули в мою душу Вам за это, дорогой автор.