"Митрофанушка" - так называет госпожа Простакова своего сына Митрофана, одного из главных героев героев комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль". Комедия вышла такой удачной и имела такой успех, что теперь словом "недоросль" называют молодых людей, подобных Митрофану, то есть невежественных, ленивых, глупых.
А во времена Фонвизина так называли молодых дворян, не достигших совершеннолетия и не поступивших ещё на государственную службу. Митрофану Простакову 16 лет, и он недоросль. Митрофан служит наглядным примером того, как калечит молодого дворянина плохое воспитание и слепая любовь матери.
Митрофан Простаков ужасно избалован, инфантилен, глуп, ленив, эгоистичен, бездарен и невежествен. Согласно царскому указу, ему нужно учиться, и родители наняли ему учителей- иначе он не смог бы ни на службу пойти, ни жениться. Учителя - немец Вральман, оказавшийся впоследствии бывшим кучером, дьяк-недоучка Кутейкин и отставной сержант Цифиркин - не смогли за несколько лет ничему научить своего ученика. Митрофан не желает учиться, а мать, сама неграмотная и невежественная, его поддерживает: «Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне – перестань».
Впрочем, учителям совершенно все равно, что их ученик ничего не знает. Только Цыферкин, отставной сержант, расстроен тем, что так и не смог научить Митрофанушку арифметике: "Дал мне бог ученика боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет". Цифиркин даже отказался от оплаты.
Простакова безумно любит сына, но ее любовь морально калечит парня. Она избаловала сына и превратила его в свою копию. Митрофанушке присуще не только невежество, но и "злонравие". Он груб поотношению к окружающим, а крестьян и вровсе не считает за людей. Он не проявить доброту даже к родной матери. Это ясно видно в конце пьесы, когда Простакова лишается всего, а сын ей в ответ: "Да отвяжись, матушка, как навязалась".
Современники Фонвизина понимали, что молодых людей, подобных Митрофану, в России множество. Кто вырастет из таких митрофанушек? Только скотинины и простаковы...
Гробовщик
Порохов уже много лет работает гробовщиком. Он переезжает в другую квартиру. По случаю знакомства соседи зовут его в гости. Во время шумного застолья кто-то произносит тост за заказчиков друг друга — все собравшиеся были ремесленниками и заказчиками друг у друга. Порохову предложили выпить за мертвецев, он крайне сильно обиделся и ушел. Порохов в злости думает о том, чтобы справить новоселье с мертвыми. Ночью к нему приходят все его заказчики и предъявляют претензии. Порохов просыпается в ужасе. Это был дурной сон.
Станционный смотритель
Белкин в пути попадает под дождь и находит приют у Самсона Вырина. Тот позволяет путнику переждать непогоду. У Вырина есть дочь Дуня, красивая и умная девушка. Белкин рад знакомству со столь приятными людьми. Через несколько лет он вновь проезжает по той же дороге и заходит к Вырину, но того нет дома: слуги рассказывают, что Дуню обманом увез офицер, а отец поехал за ними, нашел офицера, но тот не позволяет ему увидеть дочь. Еще через несколько лет Белкин снова приезжает к дому старых знакомых и узнает, что Вырин умер, тоскуя по дочери. А недавно Дуня приходила на могилу отца с детьми и много плакала.
Барышня-крестьянка
Муромский и Берестов не ладят уже много лет. У Муромского дочь — красивая и умная дворянка Лиза. К Берестову приезжает сын Алексей, который становится завидным женихом. Лиза хочет увидеть соседского сына, но из-за плохим отношений между отцами не может посетить их поместье. Она переодевается в крестьянку Акулину и встречается с Алексеем. Тот влюбляется в девушку. Они встречаются 2 месяца, как Муромский и Берестов налаживают отношения и решают поженить детей. Алексей влюблен в Акулину и не хочет слышать о соседской дочери. Он едет к Муромскому и застает там свою Акулину в дворянском виде.
Выстрел
Сильвио никогда не промахивается. Его вызывает на дуэль аристократ и граф. Первый выстрел совершает граф и попадает в фуражку противника. Наступает черед Сильвио. Граф заполняет свою шляпу черешней и невозмутимо ест. Сильвио отказывается продолжать схватку. Дуэлянты решают, что закончат дуэль, когда Сильвио этого пожелает. Проходит несколько лет. Сильвио читает в газете, что оппонент женился. Он приходит в его дом и предлагает закончить схватку. По жребию снова стреляет граф. Он выстреливает в картинку на стене. На шум приходит молодая жена. Она в ужасе. Граф снимает маску невозмутимости, он переживает за состояние своей жены. Этого и добивался Сильвио, он уходит и перед выходом стреляет в ту же картину и попадает в пулю графа.
Метель
Мария — красивая и состоятельная дочь помещика, влюблена в бедного прапорщика Владимира. Родители девушки ни за что не отдадут ее за него. Молодые решают венчаться тайно. В назначенную ночь оба выходят к церкви. Из-за сильной метели Владимир теряется в ночном лесу и добирается до церкви утром — он не застает ни священника, ни возлюбленную. Родители находят Марии в лихорадке, она бредит. Они узнают, что она влюблена во Владимира, и направляют ему письмо. Тот просит не вспоминать о нем и уезжает на службу. Прапорщик умирает на войне. Спустя годы Мария знакомится с Бурминым, он говорит, что одной ночью в метель зашел в храм и согласился венчаться с незнакомой девушкой, которая, увидев его лицо, лишилась сознания. Мария говорит, что это была она.