Поэт последовал принципам фольклорной сказки. Его сказки, сложенные по образцу народных, «удерживали прелесть и свободу сказочного чуда» (В.П. Аникин), народный склад. В сказках Пушкина, как и в народных, открывался мир удивительных чудес: возникший на пустынном острове златоглавый город «с теремами и церквями», и затейливая белка, которая «песенки поет, да орешки все грызет, а орешки не простые, все скорлупки золотые», и тридцать три богатыря. В них удивительная Царевна-Лебедь, которая «днем свет божий затмевает, ночью землю освещает, месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит». Ее образ соотносится с фольклорными героинями: «а сама-то величава, выступает будто пава; а как речь-то говорит, словно реченька журчит». Фантастические чудеса народного вымысла идут у Пушкина от народной сказки. Так, образ кота-баюна из записанной Пушкиным сказки «Чудесные дети», представленный сказочной народной «формулой»: «у моря-лукомория стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет» – входит в поэзию Пушкина как «кот ученый». Здесь присутствуют те же художественные поэтические образы, что и в народной поэзии. Сам же Пушкин в поэме «Руслан и Людмила» изображаемый им сказочный мир характеризует как мир необыкновенный, фантастический:
«Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей»
В его мире и колдуны, и богатыри, и царевна, и бурый волк, и ступа с Бабою Ягой, и царь Кощей. И все эти поэтические образы сказки исконно русские, национальные. Поэт подчеркивает: «Там русский дух… там Русью пахнет!» В этом поэтическая народность пушкинских строк. Пушкин хорошо знал, что многие сказочные сюжеты или отдельные мотивы существуют в устном творчестве разных народов, переходят, видоизменяясь, от одного к другому. Поэтому он, подобно настоящему народному сказителю, брал, когда это было нужно, те или иные мотивы, детали сюжета из иноязычного фольклора, чудесным образом превращая их в подлинно русские. Немало вносил он в сказки и своего собственного: по-своему изменял народный сюжет, упрощал или усложнял его, вводил свои образы (золотой рыбки, царевны-Лебедь и т.п.). В своих сказках Пушкин использовал элементы и других жанров народной поэзии - песен, заговоров, причитаний.
ПЛЮСЫ: Как хорошо раскрыты характеры главных героев в фильме. Маленький и обозленный ученик оттаивает на глазах, когда попадает в нежные и теплые руки, которые могут согреть в ненастье, дать опору в трудную минуту, быть самым дорогим и сокровенным для будущего. Миша Егоров прожил отведенный кусочек времени своего героя именно на противоречиях отношения к Лидии Васильевне. От мальчика, который никому и ничему не верил в начале фильме, к концу картины не осталось и следа. Очень жизнеутверждающие моменты в картине, когда главные герои вместе. Между ними есть единение души и совести. Лидия Васильевна не учит мальчика жить 'по правилам', она своими поступками доказывает 'правила', по которым сложно, но нужно жить. И вот эти разговоры вроде бы 'о французском' перерастают в общение, которое мальчик запомнит на всю жизнь. Он увидел в учительнице не только педагога, но и Женщину-друга. И именно после этого понимания, мальчик стал открытым для Лилии Васильевны, она поняла и приняла ученика как личность, за которую нужно бороться до последнего. И Лидия Васильевна боролась. Игра на деньги только больше показывает сущность учительница: она понимает, что невозможно каким-либо иным вытащить мальчика с улицы, на которую он снова пойдет весной, чтобы не голодать. Последние сцены фильма, когда к Лидии Васильевне входит директор и с ужасом смотрит на педагога и молодую женщину в одном лице, которая раскраснелась и была до невозможности хороша внешне и мальчика, который уползает за печь, чтобы 'не быть битым снова словом' по-новому дают посмотреть на главных действующих лиц. Как гвоздем, который вколачивают в стену, звучат слова директора о том, что Лидия Васильевна растлевает и развращает ученика. Для советского кинематографа тех такие слова из уст директора школы - нонсенс.
И как хорошо 'прожила' эту сцену Т.Ташкова: красивая и умная женщина, которая ни на одну секунду не сомневалась в том ЧТО она сделала. Вот в этом и был ПОСТУПОК и Учителя и Человека.
Не надо никаких громких слов о чести, достоинстве, любви к ближнему, если нет ПОСТУПКА, который сразу и навсегда говорил о том, кто есть кто. В этом фильме все акценты расставлены правильно и четко, так же, как и литературном первоисточнике, который стал достойной первоосновой прекрасному советскому фильму о совести. МИНУСЫ:Учительницу нам показывают, как добрую девушку. Но по её поступкам она не добрая, а глупая (потому что ещё молодая или просто глупая?). Некоторые комментаторы здесь называют её благородной. Считая симпатию к мальчику благородством?
Но не один благородный человек не будет играть в азартные игры на деньги(!) с ребенком. Кроме того, она же учительница и должна понимать, что игра на деньги вредит личности ребенка. Ребенок может подумать: 'Зачем трудиться, когда можно поиграть и без всякого труда получить выигрыш?' Да ещё и учительница сама с ним играет, значит это правильно и хорошо. У ребенка формируется паразитическая психика. Когда выигрывать не получается, то такой человек не начинает трудиться, а переходит к мошенничеству, воровству, грабежам. Потому что личность не хочет и не привыкла напрягаться физически или умственно.
Фильм учительницу как бы оправдывает, что она хотела мальчику и нашла единственный - игру на деньги. Но разве нельзя было объяснить мальчику, что сейчас она ему, потому что у неё есть такая возможность, она старше и сильнее. А потом, когда он вырастет, он тоже должен тем, кто слабее и кому нужна . Это взаимовыручка, которая всегда общество в трудные времена.
Но что мы видим в фильме? Вместо взаимовыручки и взаимо прославляется эгоизм! Почему мальчик ни с кем не поделился молоком? Эта сцена, когда он сразу пил молоко на рынке, просто ошарашила меня. Крепкий такой паренек, в хорошей зимней одежде, на морозе пьет (хотя как бы болеет) молоко. Он что один такой голодный и больной? Почему не принес хотя бы пару глотков детям женщины, у которой жил? Почему на это молоко он не мог заработать у продавщиц молока? Посидел бы с их детьми или ещё как-нибудь по хозяйству.
Но нет. Он же такой умный, ему нельзя работать физически. Хотя в чём проявляется его ум непонятно. В том, что учительница занимается с ним дополнительно французским языком? Почему только с ним? Может другие дети такие же умные, только с ними никто дополнительно не занимается? Почему сам «умный» мальчик не своим одноклассникам в учебе? Так и подружился бы и покормили бы в семье друга.
Учительница должна была знать, что никаких 'любимчиков' у учителя быть не может.
Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей их создания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению.
Исключительная роль культуры в жизни человека и общества раскрывается во множестве функций, без которых невозможно само существование человека и общества. Главной из них является функция социализации, или формирования и воспитания человека, функция человекотворчества. Как выделение человека из царства природы шло вместе с возникновением и развитием культуры, так и воспроизводство человека происходит через культуру. Вне культуры, без ее освоения новорожденный не может стать человеком. Только через культуру человек овладевает всем накопленным социальным опытом и становится полноправным членом общества. Здесь особую роль играют традиции, обычаи, умения, знания, навыки, ритуалы, обряды и т. д.
Второй функцией культуры, является познавательная и информационная. Культура накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от одного поколения к другому. Она выступает при этом как социальная и интеллектуальная память человечества. Здесь исключительная роль принадлежит системе образования.
Не менее важной является нормативная, функция культуры, с которой она устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми. Эта функция осуществляется прежде всего через систему норм, правил и законов морали и права, соблюдение которых — необходимое условие существования и сосуществования людей.
С названными функциями тесно переплетается коммуникативная функция, осуществляемая с языка как главного средства общения людей
Особого выделения заслуживает творческая функция культуры.
Культура составляет неотъемлемое свойство человека. Однако представления о том, кого следует считать действительно культурным, могут быть разными. Сегодня основные характеристики культурного человека: знания, объем и глубина их должны быть значительными, а умения — отмеченны высокой квалификацией и мастерством. К этому надо добавить нравственное и эстетическое воспитание, соблюдение общепринятых норм. Не меньшее значение имеет также экологическое воспитание, знание иностранных языков.