Под влиянием национального подъема, вызванного событиями 1812-1814 гг., Батюшков, по свидетельству П. А. Вяземского, написал - не дошедшее до нас - четверостишие, в котором призывал Александра I после, окончания войны, освободившей Европу, освободить русский народ от крепостной зависимости. Такая позиция поэта-романтика не должна вызывать удивления. Его взгляды складывались под заметным воздействием просветительской идеологии. Еще до Отечественной войны 1812 г. (в письме Гнедичу от 3 ноября 1809 г.) Батюшков, осуждая тех, кто «некстати» употребляет слово русское (имеются в виду литераторы вроде А. С. Шишкова и С. Н. Глинки), и отстаивая истинную любовь к отечеству, выступает против невежества, против стремления «выхвалять все старое», от которого «мы отдалены веками и, что еще более, целым веком просвещения».
В очерке «Прогулка по Москве» (1812, опубл. 1869) писатель отмечает поражающие наблюдателя московской жизни контрасты «невежества и просвещения, людкости и варварства». Он сожалеет, что начавшийся в петровское время процесс просвещения и европеизации России еще не завершился. Пиететом к философу-просветителю Вольтеру проникнут очерк «Путешествие в замок Сирей. (Письмо из Франции к г. Д.)» (1815, опубл. 1816).
Новые темы и образы, появившиеся в творчестве Батюшкова после 1812 г., открывали перед ним пути к гражданской поэзии романтизма. У поэта завязываются дружеские отношения со многими будущими декабристами, в частности с М. С. Луниным, Ф. Н. Глинкой, С. И. Муравьевым-Апостолом; он сближается с членами «Арзамаса» - М. Ф. Орловым, Н. И. Тургеневым и Н. М. Муравьевым. Однако идейные основы творчества Батюшкова оказываются недостаточными для закрепления его на позициях гражданской поэзии. И в его творчестве побеждают мотивы, роднящие его с Жуковским, у которого в эти годы резко усиливаются тенденции консервативного романтизма.
Новые ноты можно расслышать уже в некоторых стихотворениях 1814 г. Так, в элегии «Тень друга» Батюшков рассказывает о том, как ему («то был ли сон?») явился погибший на поле сражения друг, и поэт, в противоречии со своими прежними эпикурейски-материалистическими настроениями, готов признать, что «не все кончается смертью» - так сказано в предпосланном стихотворению эпиграфе из Проперция. Элегия полна скорбного чувства, тихих раздумий и нисколько не похожа на вакхические песни раннего Батюшкова.
К этой элегии близко по настроению, по тону стихотворение «На развалинах замка в Швеции» (1814). Поэта поражает контраст между той бурной жизнью, которой жили когда-то обитатели замка, и воцарившимися теперь в этих местах безмолвием, покоем, запустением. Утешение можно найти лишь в воспоминании о героях сынах и брани и свободы».
Грустным тоном проникнут и лирический цикл 1812- 1817 гг. («Мой гений», «Таврида», «Разлука», «Воспоминания»). Это отчасти объясняется пережитой Батюшковым драмой личной жизни (любовь к А. Ф. Фурман и разрыв с ней). Но здесь нашел выражение и наметившийся у него общий кризис мировоззрения.
В стихотворении «К другу» (1815) Батюшков высказывает мысль о непрочности земного счастья, о скоротечности тех чувственных радостей, к которым он когда-то звал друзей, о призрачности любви и дружбы. «Вечное», «чистое», «непорочное» поэт обретает в «лучшем мире», куда он «духом возлетает». Здесь Батюшков также похож на Жуковского. Те же мотивы Батюшков развивает в стихотворении «Надежда» (1815), которое, по меткому замечанию А. С. Пушкина, точнее следовало бы назвать «Вера» . Интересно проследить, как изменяется содержание поэтических образов поэта. Так, «отчизна» для Батюшкова теперь - это не родина, о которой он вспоминал во время заграничных странствий, а загробный мир, в котором он надеется «обновить существованье». Выражение «души возвышенной свободу», под которым охотно подписались бы будущие поэты-декабристы, означает для автора «Надежды» спокойствие духа среди невзгод и бедствий, которым подвергается человек. Подобными настроениями наделен и Тассо, поэт эпохи Возрождения, в элегии «Умирающий Тасс» (1817), написанной на тему о трагической участи художника в обществе. Эта тема все более настойчиво привлекает внимание Батюшкова.
Главные герои - царь, молодой паж и дочь царя. Морскую пучину и населяющих ее гадов тоже можно считать героями . Кубок - это большой, массивный сосуд в виде чаши, бокала. В Жуковского кубок - это тот предмет, за которым в морскую пучину ныряет паж. Кубок обычно символизирует победу. В него наливают вино и пьют за здоровье победителя. В наше время в спортивных соревнованиях победителям дарят кубки. называется "Кубок", потому что ради победы над морем и над собственной слабостью нырял паж за этим предметом в первый раз, но когда он нырнул ради исполнения царского каприза, он не смог победить.
Повтори Цвіте терен. Нехай іде. очі мої
Метафори Очі не дрімали. очі На робили. очі полюбили
Звертання очі мої очі що ви На робили