В сказке "Кот петух и лиса" жил старик, были у него кот и петух. Старик на работу ушёл в лес, а кот ему обед понёс, но а в это время лиса обманом утащила петуха. Петух закричал, когда лиса захотела его съесть, а кот услышал, прибежал и петуха. Петуху наказали не высовываться из окна, но опять лиса его обманула его сладкими речами, унесла петуха к себе. Петух опять закричал и снова его кот. На третий раз кот не слышал петуха, потому что был далеко. Из дома, где не было петуха, кот побежал к лисе, начал играть на гуслях, выманив всех лисьих дочек, а потом и лиса вышла, посмотреть, кто играет. Лису стукнул кот дубинкой, а с петухом возвратился к старику, зажили они спокойно с тех пор
впервые мы видим запорожскую сечь глазами остапа и андрия, сыновей тараса бульбы. сначала — предместье с кузницами, лавками, пекарнями, шинками, « одевало и кормило сечь, умевшую только гулять да палить из ружей» . потом — сама запорожская сечь, где по полю были разбросаны курени, которые напоминали отдельные государства. в каждом курене был свой атаман, свой запас провизии, свой кашевар. несмотря на это все казаки подчинялись кошевому — атаману, «который выбирался из своих же запорожских казаков» . все важные вопросы решали сообща, на общем собрании.
прием в сечь был прост — надо было сказать: «верую в христа, в святую троицу» и перекреститься. на сечи была церковь, куда казаки исправно ходили на службу, но о посте и слышать не хотели.
законов на сечи было мало, но они были слишком жестокими. если казак проворовался, украл какую-нибудь безделицу, это считалось позором для всего казачества. казака привязывали к позорному столбу и клали возле него дубину. каждый, проходящий мимо, обязан был ударить его дубиной. это продолжалось до тех пор, пока казак не умирал. не платившего должника привязывали к пушке. он сидел там до тех пор, пока кто-нибудь из друзей не выкупал его. но больше, чем воров и должников, на сечи не любили убийц. за убийство кара была жесточайшая: «вырыли яму, пустили туда живого убийцу и сверх него поставили гроб с убиенным. потом обоих засыпали землей» .
каждый из запорожцев готов был умереть за своего товарища и свое отечество. тарас бульба, произнося речь перед боем, говорил казакам: «нет уз святее товарищества» . сам он именно так считал. поэтому и убил своего сына андрия, когда узнал, что тот предал товарищей и отечество.
казаки всему учились сами, «юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв» . главным занятием запорожцев была война. «победить или погибнуть» — таков девиз казаков, который они писали на своем оружии.
и все же, мне кажется, что никакие заслуги не могут оправдать жестокости казаков к своим же соплеменникам и к людям иной веры. хотя и запорожцев никто не щадил: вспомним страшную казнь остапа и тараса бульбы.
запорожская вольница, непритязательный быт, разгульные обычаи, строгие законы закаляли и воспитывали казаков. они становились храбрыми и бесстрашными, выносливыми и умелыми, защитниками веры и своего народа.
нет так как. остап - прекрасный воин, преданный товарищ, во всем стремился быть похожим на отца. по характеру он добрый, искренний, но в то же время серьезный, твердый, отважный. остап соблюдает и чтит традиции запорожской сечи. он убежден в том, что его долгом является защита родины. остап ответственный, уважает мнения запорожцев, но ни за что не принимает взгляды иностранцев. людей он делит на врагов и друзей. рискую собственной жизнью, остап готов прийти на приятелю. учиться остапу было тяжело, неоднократно он сбегал с бурсы. даже свой букварь закапывал. но после суровых наказаний отца, он продолжает учиться на отлично.