«Слово о полку Игореве» – летопись, которая дошла до современного читателя из далеких времен. Трудно оценить значение этой книги для людей, как в историческом, так и в литературном плане. Произведение уникально. События в книге описываются на старорусском языке. А ведь не так уж много рукописей сохранилось в мире, возраст которых составляет восемь веков.Неоценимо значение книги с исторической точки зрения. Ведь в ней описываются реальные события двенадцатого века. Автор рукописи рассказывает читателям о князе новгородском Игоре и его походе на половцев.Русь раздроблена на мелкие княжества, которые непрерывно воюют между собой. Половецкие кочевники непрерывно осуществляют набеги, разоряя все на своем пути, угоняя людей в рабство. Молодой князь Игорь, «не сдержав юности», отправляется в поход. Он замыслил привести свое войско к берегам Черного моря и отвоевать у иноверцев Тмутаракань, которая раньше была русской землей. В поход он отправляется вместе со своими братьями. Но затмение настигает русских воинов в походе. А это дурной знак. Нужно повернуть коней назад и возвращаться домой. Вернуться без победы – это позор. Поэтому поход продолжается. Неизвестный автор описывает все до мельчайших подробностей. Сколько продолжался поход, о том, как русичи бились с «басурманами» три дня, что русское войско стояло насмерть. А князь, раненный и униженный, попадает в плен. Летописец красочно рассказал о «мытарствах» Игоря в плену и его побеге. Все описанные события были типичны для древней Руси того периода.Многие темы, затронутые в «Слове», актуальны до сих пор. Как хорошо автор раскрывает тему любви русских князей к Родине. Ведь они готовы жизни отдать за ее свободу. Это устами своих героев он раскрывает читателю свои переживания за беды простых людей, рассказывает об их горестях и радостях, о стремление к лучшей жизни. Очень велико желание автора сделать Родину могущественной и независимой, объединить ее в единое целое.Любовь и преданность всегда ценились людьми. Как красиво описаны переживания Ярославны, жены Игоря, за судьбу мужа, ее трагический «крик» на стенах города. Она просит силы природы ей, ищет у них защиты. Ярославна любит и ждет.Благодаря «Слову о полку Игореве» каждый читатель может лучше изучить исторический период, связанный с раздробленностью феодального государства, узнать об исторических личностях. Именно с этой летописи начинается русская литература.
Гоголь начал свою творческую деятельность как романтик. Однако он обратился к критическому реализму, открыл в нем новую главу. Как художник-реалист, Гоголь развивался под благородным влиянием Пушкина, но не был простым подражателем родоначальника новой русской литературы.
Своеобразие Гоголя было в том, что он первым дал широчайшее изображение уездной помещичье-чиновничьей России и «маленького человека» , жителя петербургских углов. Гоголь был гениальный сатирик, бичевавший «пошлость пошлого человека» , предельно обнажавший общественные противоречия современной ему русской действительности. Глубокое проникновение в суть основных общественно-экономических явлений современной ему жизни позволило Гоголю, гениальному художнику слова, нарисовать образы огромной обобщающей силы.
Тематика, социальная направленность и идейное освещение явлений жизни и характеров людей обусловили своеобразие литературной речи Гоголя. Два мира, изображаемые писателем, — народный коллектив и «существователи» — определили, основные особенности речи писателя: его речь то восторженна, проникнута лиризмом, когда он говорит о народе, о родине (в «Вечерах...» , в «Тарасе Бульбе» , в лирических отступлениях «Мертвых душ») , то становится близка к живой разговорной (в бытовых картинах и сценах «Вечеров... » или в повествованиях о чиновно-помещичьей России) .
Своеобразие языка Гоголя заключается в более широком, чем у его предшественников и современников, использовании простонародной речи, диалектизмов, украинизмов. Гоголь любил и тонко чувствовал народно-разговорную речь, умело применял все оттенки ее для характеристики своих героев и явлений общественной жизни. Характер человека, его социальное положение, профессия — все это необычайно отчетливо и точно раскрывается в речи персонажей Гоголя.
Сила Гоголя-стилиста — в его юморе. В своих статьях о «Мертвых душах» Белинский показал, что юмор Гоголя «состоит в противоположности идеала жизни с действительностью жизни» . Он писал: «Юмор составляет могущественнейшее орудие духа отрицания, разрушающего старое и подготовляющего новое» .