недавно на уроках мы прочитали одно из лучших произведений о запорожском казачестве - повесть н.в. гоголя “тарас бульба”, над которой писатель работал почти десять лет. он изобразил героическую борьбу украинцев за свое национальное освобождение. автор показывает судьбы героев в единстве с народным движением. трагична судьба андрия, младшего сына тараса бульбы.
впервые мы встречаемся с андрием на родном родительском дворе. сначала нас может привлекать образ андрея, так как по сравнению с суровым остапом он более чувствительный, нежный, спокойный. даже мать сильнее жалеет и любит именно его. и вот постепенно перед нами проходит жизни каждого из сыновей тараса бульбы, и наше отношение постепенно изменяется. мы понимаем, что общие черты в братьях лишь молодость, их “свежесть, рослость, могущественная телесная красота».
андрий отличался в бурсе смелостью, но она всегда приводила к бедствию. в нем соединились упорство и притворное мужество: он умел выворачиваться, хитрить, даже умолять пощады. эти качества вызывают недоумение: неужели он на самом деле трус и боится отвечать за свои поступки? как только юноши в запорожскую сечь, сразу же приобретают добрую репутацию у казаков: оба ловкие, оба смелые воины. но храбрость андрия оказывается безрассудной и бесцельной; он мало задумывается над тем, за что воюет.
душе андрия доступно чужое: красота чужой религии, печаль и страдание жителей вражеского города. ему ведом не один, не единственный «пир души». нега и упоение для андрия—как в битве, так и в любви. они позволяют ему проявить себя, в равной мере влекут. андрий испытывает «какое-то сладостное чувство, вызванное азартом схватки». панночке он скажет: «погублю, погублю! и погубить себя для тебя, клянусь святым крестом, мне так сладко». андрий горячо любит прекрасную полячку. но нет в этой любви истинной поэзии. искренняя, глубокая страсть, вспыхнувшая в душе андрия, вступила в трагическое противоречие с чувством долга перед своими товарищами и своей родиной. любовь утрачивает здесь светлые, благородные черты, она перестает быть источником радости. любовь не принесла андрию счастья, она отгородила его от товарищей, от отца. он забывает святые чувства верности отчизне и обществу: “а что мне отец, товарищи, отчизна! … нет у меня никого! ”
такое не простится даже самому храброму воину, и печать проклятья легла на предателя. «пропал, пропал бесславно, как подлая собака…»
измену родине ничто не может ни искупить, ни оправдать. «против своих он «понесся, как молодой борзой пес, красивейший, быстрейший …в стае». меня поразило то, что тарас бульба сам убивает андрия, сам объявляет ему суровый приговор, потому что обычно родители до последнего защищают и оправдывают своих детей. андрию нет оправдания, как нет оправдания любому предательству, но все-таки мне его жаль.
1. Якобинцы – члены политического клуба, получившего название по месту расположения: в доминиканском монастыре святого Якова (Жака – jacobins). До переезда Собрания в Париж назывался Бретонским, после – Обществом друзей Конституции, в конце концов за ним закрепилось название «Клуб якобинцев» (Якобинский клуб).
Жирондисты (girondins) – одна из политических партий в эпоху французской революции. Свое название получила от департамента Жиронды, откуда происходили большинство ее участников. К партии жирондистов присоединились сторонники Жак-Пьера Бриссо («бриссотинцы», или «клика Бриссо»).
Кордельеры (сordeliers) – члены политического клуба периода Великой французской революции, известный сначала под названием «Клуб друзей прав человека». Стали называться так по месту своих заседаний, происходивших в здании бывшего монастыря францисканцев-кордельеров в Париже. Преобладающее влияние в клубе, основанном в 1790 г., принадлежало демократам левого направления. В своих принципах кордельеры сходились с якобинцами, участвовали в их заседаниях и решениях, и хотели только «в более обширных размерах осуществить понятия о свободе и равенстве, создать демократию на самой широкой основе». Постепенно клуб слабел и наконец окончательно слился с якобинцами.
Фельяны (feuillants) – политический клуб, сыгравший важную роль в начальный период Великой французской революции. Был создан летом 1791 г. несколькими членами Бретонского клуба – приверженцами конституции, вышедшими из него в знак протеста против растущей радикализации клуба. Новая группа во главе с Лафайетом, Сийесом, Барнавом и братьями Ламет собиралась в помещении, принадлежавшем монашескому ордену фельянов (от feuiller – росток). Отсюда полное название клуба: «Общество друзей конституции, заседающее у фельянов». Фельяны связывали успех революции с достижением компромисса между буржуа и либеральной аристократией. Своеобразным учредительным манифестом Клуба фельянов и программой либерального движения стала речь, произнесенная в Учредительном собрании Барнавом: «Сегодня, господа, вы должны почувствовать, что общий интерес заключается в том, чтобы революция остановилась. Еще один шаг по пути к свободе означал бы уничтожение королевской власти, по пути к равенству – уничтожение собственности». Основные черты послереволюционного порядка должна была закрепить конституция. Позже родился и лозунг фельянов: «Конституция, вся конституция, ничего, кроме конституции».
После свержения монархии в августе 1792 г. клуб фельянов был закрыт якобинцами, обвинявшими его членов в предательстве дела революции. Из знаменитых фельянов можно назвать поэта Андре Шенье.
2. Максимилиан Робеспьер – величайший деятель Великой французской революции, вставший во главе республики в 1793-1794 годах. Избранный депутатом от Третьего Сословия в Генеральные штаты в 1789 году, он вскоре стал одним из ведущих деятелей демократов в Учредительном собрании, выступая за отмену рабства, смертной казни, а также за всеобщее избирательное право. Его последовательность в отстаивании своих принципов вскоре заслужила ему прозвище «Неподкупный». Член Якобинского Клуба с момента его основания, он являлся самым известным и ведущим его членом.
Наполеон Бонапарт (1769-1821) – французский государственный деятель и блестящий полководец, дипломат, император Франции (1804-1814). Наполеон обогатил стратегию и тактику ведения войны и изменил основы европейского военного искусства, что в дальнейшем сыграло отрицательную роль в истории всей Европы. И еще им была создана мощная полиция и разветвленная тайная служба.
Объяснение: