Матрёна - праведница. Но односельчане не ведают о её
утаённой святости, считают женщину просто неумной,
хотя именно она хранит высшие черты русской духовности.
Житие святой должно завершаться счастливой смертью,
соединяющей её с Богом.
Однако смерть героини - горько-нелепая.
Брат покойного мужа, алчный старик Фаддей,
принуждает Матрёну отдать ему её горницу.
Безотказная Матрёна остро ощущает вину перед Фаддеем:
незадолго до Первой мировой войны она стала его невестой,
но, уверенная, что тот погиб на фронте, вышла замуж за
Фаддеева брата.
жизненные ситуации
Матрёна Фаддей
Первая мировая война
Три года затаилась я, ждала. И ни весточки, и ни косточки.
Пошёл он на войну — пропал… <…> а к Миколе зимнему —
вернулся… из венгерского плена.
Возвращение Фаддея из плена
Возвращение Фаддея напомнило Матрене об их
прекрасном В колена б ему бросилась…
…Если б то не брат мой родной — я бы вас порубал обоих.
Семейная жизнь
Детей у неё было шестеро и один за другим умирали
все очень рано. Она взяла на воспитание дочку
второй Матрёны-Киру, воспитывала её десять лет,
пока та не вышла замуж и не уехала в посёлок Черусти.
Фаддей так любил Матрёну, что новую невесту себе подыскал
с тем же именем. Родила ему вторая Матрёна тоже
шестерых детей.
Великая Отечественная война
…Ефима взяли… и младший без вести исчез во
вторую (войну).
…Не взяли на войну Фаддея из-за слепоты.
Дом в наследство
Мвтрёна завещала отдельный сруб горницы после смерти
её отдать в наследство Кире.
Фадднй требовал, чтобы она отдала горницу
теперь же, при жизни…
Подготовка горницы к вывозу
Ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна
никогда…
Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела,
как вообще ни труда, ни добра своего не жалела
Матрена никогда
И горница все равно была завещана Кире.
Но жутко ей было начинать ломать ту крышу,
под которой прожила сорок лет...
А для Матрены было это — конец жизни.
Его глаза деловито поблёскивали… ловко лазил…
живо суетился…
горницу яро разбирал по рёбрышкам, чтобы
увезти с чужого двора.
Вывоз горницы
— А что было двух не срядить?
Один бы трактор занемог- другой подтянул…
Старику Фаддею не терпелось сегодня же увезти
всю горницу…
Авария на переезде
И зачем на переезд проклятый пошла?
Фаддей для них лесу хорошего не дал, для вторых саней…
Похороны Матрёны
Лицо осталось целёхонькое, спокойное, больше живое,
чем мёртвое…
В Фаддее же ничего не дрогнуло после несчастья
с Матреной, он даже с некоторым безразличием
смотрел на её мертвое тело.
Высокий лоб его был омрачён тяжёлой думой, но дума
эта была брёвна горницы от огня и от козней
Матрёниных сестёр...
После похорон
Все отзывы о Матрёне были неодобрительны…
…Преодолевая немощь и ломоту, оживился и
ненасытный старик…
Семья Катерины Петровны
1. Описание жилья. Как выглядят дома этих семей, обстановка.
Было свое хозяйство.
Чистота, порядок в доме. Вытряхивала половики, занималась хозяйством
2. Внешний вид хозяев домов. Как они себя ведут, во что одеты.
Обстоятельная бабушка-генерал.
Дед немногословный.
Дед аккуратно одет.
3. Отношение к деньгам.
Запас на черный день.
4. Ценности дома. Отношение к детям.
Катерина Петровна учит совестливости, честности. Хочет, чтобы ее внук вырос совестливым, а не таким, как левонтьевские.
Семья Левонтия
1. «Стоял он сам собою, на и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застекленными окнами – ни забор, ни ворота, ни наличники, ни ставни».
Левонтий бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал.
2. В доме Левонтия все сами по себе, занимаются бездельем.
Загнанная, суетливая, покорная тетка Васеня.
Левонтий любил поговорить, особенно пьяненький.
Выходил на улицу в рубахе без пуговиц, штаны на одной пуговке держались.
3. Всегда брала в долг. Когда Левонтий приезжал с деньгами, закатывали пир на всю деревню.
4. Родители не следят за детьми. Дети предоставлены сами себе. Живут вне правил и законов деревни.
17. утро
18. эпитет, сравнение, градация
19. метонимия, олицетворение
20. оксюморон (струились капли огневые) эпитет (блестящая выя)
21. ветрило
22. выя
23. архаизмы
24. четырехстопный ямб
25. кольцевая
26. холостые
27. лексический повтор
28. В последней строфе использован оксюморон. В последней строфе героиня плачет.
29. Эпитет «младенческие» подчёркивает чистоту и невинность героини