Характеристика Самсона Вырина.
Самсон Вырин - главный герой повести A.C. Пушкина «Станционный смотритель».
Вначале рассказчик повествует нам о печальной участи всех станционных смотрителей, а эпиграф, где есть слово «диктатор», звучит иронически, говорит об авторском отношении к герою.
Каков же герой произведения и почему его судьба привлекла A.C. Пушкина?
В начале повести Самсон Вырин — крепкий мужчина лет 50-ти, живущий на станции со своей дочерью Дуней, это простодушный человек, устроивший себе и Дуне незатейливый быт и порядок.
Интересно описание жилища смотрителя, где украшением служат картинки, изображающие историю блудного сына. Эта библейская история показана как бы не по-настояще- му. Читатель еще не знает о том, что случится дальше, по параллель Дуня - блудный сын уже сложилась в его сознании. Читателя поражает перемена, произошедшая со смотрителем в течение нескольких лет (далее уточняется — трех-четырех): из бодрого мужчины он превратился в хилого старика.
Наше сочувствие опять наталкивается на иронию рассказчика: «Я надеялся, что пунш развяжет язык моего старого знакомца».
Самсон Вырин рассказывает историю о побеге Дуни с гусаром Минским. Смотритель направился на её поиски, нашел Дуню и убедился, что ей хорошо, но выводы сделал такие: «Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да в бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкой».
Самсон Вырин — это «маленький человек», литературный образ, которому уделяли внимание писатели пушкинской эпохи. В повести «Станционный смотритель» автор анализирует психологию героя и делает выводы о том, что «маленький человек» - это не только социальное положение, но это еще и состояние души, которое характерно для таких людей.
Всё это делает жизнь «маленьких людей» часто невыносимой или приводит к драматическому финалу.
Так и случилось с Самсоном Выриным: он умер и покоится на кладбище, печальнее которого сложно найти.
олицетворе́ние (прозопопея) , вид метафоры, перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые («Её сиделка — тишина...» , А. А. Блок) .
олицетворе́ние, персонифика́ция, присущее мифопоэтическому сознанию свойство перенесения на неодушевлённые вещи и явления черт живых существ: человеческих (антро антропопатизм) или животных (зооморфизм) , а также наделение животных качествами человека.
В поэтическом языке О. как средство повышения выразительности используется при описании явлений неодушевлённого мира: «Прощай, свободная стихия! » (А. С. Пушкин) ; «Терек воет, дик и злобен, меж утёсистых громад, буре плач его подобен, слезы брызгами летят» (М. Ю. Лермонтов) ; «О чём ты воешь, ветр ночной, о чём так сетуешь безумно? » (Ф. И. Тютчев) , человеческих действий, чувств и отношений: «Как пахарь, битва отдыхает… » (А. С. Пушкин) и т. п. Однако если поэтические О. являются лишь метафорами, образными сравнениями, выступая как литературный приём, то в мифологических и религиозных представлениях О. — некие воображаемые реальности, служащие для своеобразного объяснения явлений природы или человеческой жизни. Здесь это не частный вид метафоры, а особый, и притом наиболее богатый содержанием вид символа. В таких символических О. обозначаемое, то есть та реальность, которая, собственно, скрывается за символами, мыслится как живое и личностное начало, а обозначающее, то есть эмпирические, данные людям в восприятии проявления этого личностного начала, условно изображается по аналогии с человеческими действиями, чувствами, мыслями и т. п. , то есть уподобляется им посредством метафористических и стилистических О. Например, Уран и Гея — личностно понимаемые стихии, отношения между которыми уподобляются человеческому бракосочетанию. Весь рассказ об их соитии и потомстве не буквален, а символичен (и благодаря этому имеет познавательный смысл) . Буквально лишь «О. первого порядка» — древнее верование в их личностные свойства. Наличие О. служит определяющим признаком любого мифологического повествования.
мета́фора (от греч. metaphorá — перенесение) , троп, перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего или сходного для обоих сопоставляемых членов («говор волн» , «бронза мускулов») .