В разные периоды своей жизни писатель обращал внимание на различные недостатки современной ему действительности. Так, в самом начале своего творческого пути писатель обличает незначительные пороки, лежащие на поверхности человеческой натуры, выявление которых не требует глубокого анализа. В числе этих пороков невежество, желание человека во все вмешиваться, навязывать всем свое мнение и образец поведения, чинопочитание. Как в рассказе А. П. Чехова “Смерть чиновника”, в котором показан пример преклонения перед званиями в прямом смысле уничтожить человека. Экзекутор Червяков так навязчиво и униженно раболепствует перед генералом, пытаясь извиниться за свое неосторожное поведение (чихнул, и брызги попали на лысину генерала) , что последний не выдерживает, хотя, кажется, должен был привыкнуть к пресмыкательству подчиненных. В бешенстве он набрасывается на бедного Червякова и выгоняет, “сомлевшего от ужаса” и душевно умершего. Вернувшись домой, Червяков действительно умирает. Смешно и горько. По-этому не случайно рассказ называется “Смерть чиновника”, именно чиновника, а не человека.
Когда человек весело смеется, то даже проблемы, которые до этого казались серьезными и неразрешимыми, становятся мелкими и незначительными. Наверное, поэтому мы так любим легкие, веселые, забавные книги, шутки и розыгрыши, поэтому на протяжении стольких лет удивительная повесть Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" вызывает искреннюю любовь и неиссякаемый интерес читателя. В свое время даже А. С. Пушкин был потрясен художественным мастерством и юмором автора этого произведения и признавался, что оно заставило его смеяться так, как он уже давно не смеялся. События в повести происходят в предпраздничную ночь, когда возможны чудеса и волшебство, когда парни и девушки в украинских деревнях берут мешки побольше и с песнями и шутками ходят по дворам — колядуют, желают добра и счастья. И настроение у автора, которым он щедро делится со своими читателями, праздничное, веселое. Яркий, сочный язык, забавные, незабываемые образы, смешные сцены украинского быта заставляют нас хохотать до слез. Кто сможет забыть потешное поведение гостей "многоуважаемой Солохи", перепалки Вакулы и черта, любование собой перед зеркалом красавицы Оксаны?!
Экзекутор Червяков так навязчиво и униженно раболепствует перед генералом, пытаясь извиниться за свое неосторожное поведение (чихнул, и брызги попали на лысину генерала) , что последний не выдерживает, хотя, кажется, должен был привыкнуть к пресмыкательству подчиненных. В бешенстве он набрасывается на бедного Червякова и выгоняет, “сомлевшего от ужаса” и душевно умершего. Вернувшись домой, Червяков действительно умирает. Смешно и горько. По-этому не случайно рассказ называется “Смерть чиновника”, именно чиновника, а не человека.