На мой взгляд, человек должен сострадать чужой беде, как своей собственной сопереживать открывает в нас лучшие черты - доброту, милосердие, отзывчивость. Они издавна являются одними из основных моральных добродетелей,и для меня это отнюдь не пустой звук.
Недаром говорят, что "доброе слово и кошке приятно", и страницы литературных произведений как нельзя кстати позволяют убедиться в данном утверждении.
Первым доказательством подтвердить правоту моей позиции, послужит поступок героев рассказа Леонида Андреева "Кусака".
Мне кажется, основная идея произведения заключается в отношении человека к окружающему миру, к нашим меньшим братьям.
Случайно обнаружив на своём дачном участке собаку, сердобольные хозяева решают не прогонять, а оставить её у себя. А что же Кусака? Будучи брошенной, настрадавшейся от безнаказанности и проделок дворовых ребят, излюбленным развлечением которых являлось забрасываение бедного животного камнями и палками, Кусака, обретя новый дом, наконец смогла ощутить то, чего ей явно никогда не хватало - любви, заботы и человеческого тепла:
"И долго еще всякая ласка казалась ей неожиданностью, чудом, которого она не могла понять и на которое она не могла ответить. Она не умела ласкаться. Другие собаки умеют становиться на задние лапки, тереться у ног и даже улыбаться, и тем выражают свои чувства, но она не умела".
(Я ещё могу дописать, но чуть позже, хорошо?)
Читая "Мёртвые души ", мы видим ращные слои общества того времени:поместных дворян,губернских чиновников, крепостных крестьян.Автор интересно описывает личностей и быт помещиков. В определённом порядке даются главы.Бесхозяйственного помещика Манилова сменяет мелочная Коробочка,безалаберного прожигателя жищни Ноздрёва-прижимистый Собакевич.Завершает галерею помещиков-Плюшкин-скряга,доведший своё имение и крестьян до разорения. Писатель подчёркивает в характере Манилова его никчёмность и слащавую, бессмысленную мечтательность.У него нет никаких живых интересов.Хозяйством не занимался, не мог сказать Чичикову, умирали ли у него крестьяне со времени последней ревизии.Свою жизнь проводит в праздности.
В противоположность Манилову Коробочка-домовитая хозяйка. У неё хорошая деревенька, двор полон птиц,имеются просторные огороды с капустой,луком,картофелем,свеклой.Имена крестьян своих она знала почти все наизусть.Боясь продешевить при продаже мёртвых душ,она задабривает покупателя хорошим обедом.
Полная противоположность этим двум героям Ноздрёв.Мот и игрок, он имелстрасть к обмену.В быту у него что-то сломано,либо чего-то нет.Показывал гостям пустые стойла, где раньше были лошади.Показывал пруд, где по его словам, водились рыбы такой величины,что два человека с трудом вытаскивали.
Собакевич любил поесть в своё удовольствие. Он опрокидывает половину бараньего бока к сеье на тарелку и съедает всё до косточки.Да и имение,куда попал гость, было массивным: два леса,берёзовый и сосновый были справа и слева.Дом вроде для военных и немецких колонистов. Хозяин соответствовал дому,Чичикову он показался похожим на средней величины медведя. В доме всё было прочно,неуклюже и имело сходство с хозяином. Казалось,каждый предмет говорил:Я тоде Собакевич!
Плюшкин -прследний, с кем встретился наш герой. Перед Чисиковым предстала странная фигура : не то мужик, не то баба, платье похоже на женский капот.Одежда была засаоенная,заношенная.Где -нибудь у церквей встретив его Чичиков дал бы медный грош.Но перед гим стоял не нищий, а богатый помещик, влалелец тысячи душ,у которого амбары полны добра всякого. Отношение Плюшкина к покупщикам, его хождение по селу за сбором всякой мелочи,кучи хлама на столе говорят о том, как скупость приводит его к ьессмысленному накопительсиву, приносящему хозяйству разорение.У него нет человеческих чувств, вещи для него дороже людей.
Каждый из помещиков своеобразен.