Самсон Вырин – «маленький чин» , бедный смотритель почтовой станции. Его труд тяжелый и неблагодарный. Чтобы обеспечивать свою семью самым необходимым, он вынужден терпеливо выслушивать от любого богатого проезжающего упреки и оскорбления в свой адрес. Жена Самсона рано умерла и он остался жить вдвоем с дочкой Дуней. Уже с четырнадцати лет Дуня во всем отцу – могла и обед приготовить, и в доме прибраться. Она была единственной радостью и отрадой в жизни станционного смотрителя.
В первый приезд рассказчика Самсон Вырин полон сил – свежий и бодрый. Мы видим доброго и любящего человека. Во второй приезд – через три или четыре года – он поседел, постарел, стал жалким забитым пьяницей. Что же с ним произошло? Какова причина таких перемен в главном герое повести?
Проезжий гусар Минский увез в Петербург его любимую дочь – красавицу Дуню. Вырин пешком ходил в Петербург искать свою дочь. Он нашел Минского, но тот пытался от него откупиться. Ассигнации брошенные Выриным, подобрал «хорошо одетый человек» и убежал. При второй встрече, Минский уже просто выгоняет Самсона за дверь со словами: «Пошел вон!». С этого момента Самсона ничто в жизни не интересует. Он понял, что потерял свою дочь навсегда. Нарушилась гармония в его жизни и его доме. Он покинут, унижен, одинок и несчастен. Он так и не смог понять, как за добро и любовь можно отплатить злом. Бороться с Минским он не может, у него нет ни денег, ни знакомств, ни прав. Защитить его некому, да он уже и давно привык к унижениям. От Дуни нет вестей и отец , хотя и видел, что с дочерью в Петербурге все в порядке, что она жива и здорова, все равно думает о плохом – вдруг Минский ее бросит на произвол судьбы? От тоски он начинает пить и умирает.
На примере Самсона Вырина мы видим образ «маленького человека», терпящего нищету и унижения, бесправного и кротко несущего свой крест. Пушкин первым вывел этот образ на страницы своей повести «Станционный смотритель»
Образ листка как символа изгнанника был широко распространен в европейской литературе эпохи романтизма. Основной темойстихотворения, относящегося к философской лирике, являются поиски одинокой душой спокойствия и душевного тепла в реальном мире. На автобиографичность произведения указывают направление движения листка на юг (для Лермонтова это был Кавказ) и тот факт, что листок, оторвавшись «от ветки родимой» отправился скитаться не по собственной воле, а «жестокою бурей гонимый». Листок символизирует трагически одинокого человека, оторванного от своих корней, в чужом мире.
Стихотворение является элегией по жанру; в нем отчетливо звучат мотивы личных переживаний лирического героя – тоски, страдания и одиночества.
Произведение сюжетно, в нем раскрывается история странствующего вдали «от отчизны суровой»листка. Композиция «Листка» построена на противопоставлении центральных образов – дубового листка и чинары. Прием антитезы усиливает конфликт между ними: листок – желт и засох, а чинара – изумрудного цвета и свежа; он подвижен, а она статична; он пылен, а чинара чиста (ее корни омывает море). Листок представлен странником, чинара же нигде не была. Чинара дружит с окружающим миром, живя в гармонии с морем, солнцем и ветром. Для листка окружающий мир враждебен: солнце сушит его, ветер несет, а море сулит гибель.