Пояснение: Что такое нравственный стержень? Это внутренняя опора в человеке, это те законы, которым он следует в жизни, это правила, позволяющие ему различать добро и зло, правду и ложь.
Важный и чиновный князь Василий Курагин имеет троих взрослых детей: сыновей Ипполита и Анатоля и дочь Элен. Высокий сановник, близкий к царскому двору, князь Василий в своих поступках руководствуется только личной выгодой, хотя тщательно это скрывает за маской холодной неизменной улыбки и вежливостью. Например, он приехал на вечер к придворной даме Анне Павловне Шерер только с одной целью: узнать, не занято ли место первого секретаря в посольстве в Вене, чтобы пристроить на хорошее место своего сына Ипполита. Здесь же он узнаёт о некрасивой, но богатой и знатной княжне Марье, чтобы женить другого своего сына Анатоля. Князь Василий откровенно признаётся Анне Павловне, что у него нет «шишки родительской любви», что дети – это «обуза» его существования. Безнравственность Курагина ярко проявляется в тот момент, когда он готов выкрасть мозаиковый портфель и уничтожить документ, по которому Пьер становится законным сыном умирающего графа Безухова и богатым наследником. Мы убедились, что эгоистичный, расчётливый, лицемерный князь Василий совершенно лишён нравственного стержня. Теперь рассмотрим характеры и поступки его детей. Князь Иполлит –«покойный дурак», глупый, ничтожный, не владеющий русским языком. На светском вечере он открыто ухаживает за Лизой, беременной женой Андрея Болконского, ведёт себя самодовольно и развязно. Анатоль – «беспокойный дурак», который стоит отцу сорок тысяч в год, так как проводит время в развлечениях. Вино, женщины, карты, кутежи – вот круг его интересов. Повинуясь воле отца, он соглашается жениться на некрасивой княжне Марье и тут же, в доме своей невесты, заводит интрижку с француженкой мадмуазель Бурьен, нисколько не смущаясь этим. Будучи женатым, Анатоль обольщает Наташу Ростову, уговаривая её бежать и тайно венчаться. Его не волнует, что он разрушает жизнь чистой и невинной девушки, то есть у этого героя совершенно отсутствуют какие-либо моральные принципы. Лишена каких-либо нравственных обязательств и Элен. Она выходит замуж за неуклюжего и некрасивого Пьера только лишь потому, что тот стал самым богатым человеком в России. Развратная женщина изменяет Пьеру с Долоховым, которого Безухов облагодетельствовал, ввёл в свой дом. Узнав о дуэли мужа с любовником. Элен негодует по этому поводу, не раскаивается в измене, а, напротив, считает себя во всём правой, а мужа во всём виноватым. Дети князя Василия развратны и безнравственны, никогда не раскаиваются в своих аморальных поступках, потому что в них нет того нравственного стержня, который отсутствует и у их отца. Таким образом, мы убедились в том, что Л. Н. Толстой совершенно прав, когда говорит о том, что если в родителях нет нравственного стержня, то не будет его и в детях. Я согласна с мнением великого писателя, потому что убеждена, что только на примере собственных родителей воспитываются дети, именно в семье прививаются нравственные качества и формируется привычка поступать по совести.
Евгений Евтушенко, советский поэт, посвятил свое произведение трагедии, произошедшей в Бабьем Яру. Автора потряс не только масштаб жестокости нацистов, но и умышленное замалчивание этих событий. Поэма стала своеобразным протестом против политики Советов и игнорирования Холокоста и травли евреев.
Поэма была написана в 1961 году и была переведена на 72 языка. В ней резко осуждались расизм и преследование евреев. Евгений Александрович был также потрясен состоянием огромной братской могилы — место гибели тысяч людей превратилось в свалку.
Он писал:
1 «Над Бабьим Яром памятников нет.
Крутой обрыв, как грубое надгробье.»
Помимо выявления антисемитских проблем в СССР, автор поднимает тему бюрократии и нежелания признавать проблемы верхушки власти. За это его обвинили в предвзятом отношении и нелюбви к русскому народу.
В целом, стихотворение вызывает двойственные ощущения — с одной стороны, идет явная пропаганда защиты конкретного народа. При этом трагедии и подвиги советского народа в годы Великой Отечественной войны как бы принижаются, становятся неважными и не страшными.
2 «Мне кажется сейчас — я иудей.
Вот я бреду по древнему Египту.
А вот я, на кресте распятый, гибну,
и до сих пор на мне — следы гвоздей.
Мне кажется, что Дрейфус — это я.»
Эти слова ярко описывают состояние поэта, воспринимающего случившееся в Бабьем Яре как личное горе.