И.И. Левитан, талантливейший русский художник девятнадцатого века, всегда любил и чувствовал Россию и сердцем, и душой. На его полотнах, пронизанных глубокой нежностью к родному краю и его природе, изображены волшебные пейзажи, цепляющие до глубины души.
Передо мной картина «Вечерний звон». Картина, написанная в 1892, изображает предвечерние сумерки на берегу реки Волги и нам открывается вид на два красивых белокаменных православных монастыря - Саввино-Сторожевский и Юрьевцев.
На переднем плане величаво раскинулась Волга. Прохладные, магические тона воды ласкают взгляд. Солнце опустилось уже довольно низко, и мы можем наблюдать солнечных зайчиков, рассеявшихся по поверхности спокойного и мирного зеркала реки, которое отражает сумеречные небеса, по которым неспешна плывут кучевые барашки-облака. Небо, окрашенное в желтые, синие, голубые и фиолетовые пастельные тона отнюдь не кажется холодным, скорее наоборот манит и услаждает взор наблюдателя.
Берег, покрытый шелковистой летней травкой, едва колышется от легкого ветерка. У старенькой пристани приютились две старенькие рыбацкие лодочки. В одной из них сидит человек. Кажется, будто он призадумавшись смотрит на свое отражение в вечерних водах и наслаждаясь прохладой и свежестью, отдыхает от тяжелого рабочего денька.
Посреди реки на третьей лодке, гребцы с усердием гребут веслами, возможно они хотят переправиться на другой берег к стройной берёзовой чаще, заботливо укрывшей православные храмы. Деверья и кусты, пышной зеленой стеной возвышающиеся над водами, отражаются в зеркальной глади.
Двое в черных одеждах ожидают на берегу у дороги к святым монастырям. Высокая белая арка открывает путь к Богу, прямиком в святую обитель, где человек, уйдя от мирской суеты, может приклонить голову и вознести молитву к небесам.
Возвышающиеся над лесом купола, благородно сияют золотыми крестами церквушек, словно сливаются с голубовато-бирюзовым небом.
От полотна веет умиротворением и спокойствием. Небывалое очарование, спирает дыхание, и зритель на миг замирает, словно впустив в свое сердце волнующий перелив церковных колоколов. Звон стройной мелодией льющийся над лесными и речными просторами. Все заворожено чудесным явлением.
Смотря на картину, кажется, что вот-вот почувствуешь свежесть летнего вечерка, вдохнешь опьяняющий запах трав и цветов, прохладной воды, стоит лишь открыть ставни окон и окунешься в деревенское размеренное течение жизни.
Жуковский использует характерный для ход – встреча с миром мертвых. Светлана ждала своего жениха, а во сне она встречает его, но в очень странном виде. Потом она поймет, что это была встреча с мертвым женихом. Однако выяснится это не сразу. Постепенно автор нагнетает атмосферу страха. Мы еще не понимаем, что происходит, вместе со Светланой нам что-то чудится, мы видим кого-то с «яркими глазами» и этот «кто-то» зовет девушку в путь. Жуковский подробно описывает сцену скачки с мертвым женихом, все время усугубляя ощущение тревоги, страха. Этому и определенный ряд образов: «Вдруг метелица кругом…» , «черный вран» , кричащий «печаль!» , «темная даль» .
Потом жених Светланы куда-то внезапно исчезает, она остается одна в страшных местах, видит избушку, открывает дверь и перед ней гроб. Но, в конце концов, Светлану ее молитва.
Для Жуковского тема веры очень важна, она звучит не только в этой . «Верой был вожатый мой» говорится в «Путешественнике» . И именно она указывает путь многим героям поэта. Так происходит и «Светлана» .
Сон оказывается лишь отражением страхов Светланы. За ним следует пробуждение, и все сразу меняется. Мир снова залит светом, девушка встречается со своим женихом, который возвращается к ней живым и здоровым.
НАДЕЮСЬ