В начале романа автор описывает быт и нравы
петербургского дворянства, делая упор на новизну, моду,
показывая город центром современной жизни, миром новых веяний.
Здесь каждый одет по последней моде, в совершенстве говорит
по французски, разъезжает по балам и праздникам.
И в это общество прекрасно вписывается Онегин.
Московскому дворянству Пушкин уделяет меньше внимания.
Древняя столица всегда отличалась патриархальностью.
Московское дворянство-образ собирательный в отличие
от петербургского, где Евгений Онегин является главным героем.
Пушкин, рассказывая о Москве, населяет ее героями грибоедовской
комедии, которых не изменило время:
"Но в них не видно перемены;
Все в них на старый образец:
У тетушки княжны Елены
Все тот же тюлевый чепец".
Но и в Москве все та же суета, “шум, хохот, беготня, поклоны”,
которые оставляют равнодушными и Татьяну, и автора.
Главное занятие московских дворян-пустая болтовня,
слепое подражание всему иностранному, сплетни.
Пушкин с нескрываемым сожалением констатирует,
что известность человека зависит от его материального
положения.
Пушкин показывает бездуховность столичного общества,
их пустые интересы, тщету и умственную ограниченность.
Бездействие и косность нравов присутствуют везде,
но более образованные столичные дворяне стоят на
иерархической лестнице выше, чем поместные.
1-я глава дает резко сатирическое изображение света.
Значительная часть действия романа происходит в провинции,
в поместьях Онегина и Лариных.
Словно по контрасту со светской жизнью главного героя,
представлявшей собой вихрь развлечений,
быт деревенских дворян размерен до однообразия.
Деревенские развлечения-охота, гости и особое место
занимает бал.
Автор описывает сложившийся ритуал празднества,
в котором значительное место отводится еде.
Затем следуют танцы для молодежи, для старшего поколения-
игра в карты.
Схема торжественного приема та же, что и в светских кругах,
однако в провинции, естественно, все это не столь
пышно и великолепно.
Например, в ходу старомодные танцы, давно забытые в
столичном свете.
Писатель иронично намекает на это, рассказывая о дяде
Онегина:
Он в том покое поселился,
Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
...Онегин шкафы отворил:
В одном нашел тетрадь расхода,
В другом наливок целый строй,
Кувшины с яблочной водой
И календарь осьмого года:
Старик, имея много дел,
В иные книги не смотрел.
Ярким примером мелкопоместного дворянства является
семья Лариных, дядя Онегина и гости на именинах Татьяны.
Семья Лариных-эта та среда, в которой выросла Татьяна,
впитав в себя всю доброту, простоту, патриархальность
и сердечность поместных нравов и уклада жизни.
Семья Лариных - эта та среда, в которой выросла Татьяна,
впитав в себя всю доброту, простоту, патриархальность
и сердечность поместных нравов и уклада жизни.
Отец Татьяны, “добрый малый, но в веке запоздалый”,
вел простой обывательский образ жизни, какой вели его
родители и деды:
“в халате ел и пил;
покойно жизнь его катилась;
под вечер иногда сходилась
соседей добрая семья,
нецеремонные друзья,
и потужить, и позлословить,
и посмеяться кой о чем”.
Он искренне любил жену, был снисходителен к ее капризам,
никогда не читал книг, но не препятствовал увлечению
дочери, в общем, “был простой и добрый барин”,
необремененный интеллектом и образованием.
Мать Татьяны в юности испытала страстную любовь,
но по старинному обычаю, “не спросясь ее совета, девицу
повезли к венцу”.
Она “рвалась и. плакала сначала”,
но “потом хозяйством занялась, привыкла и довольна стала”.
Ее образ жизни типичен для деревенской помещицы:
Она езжала по работам,
Сушила на зиму грибы..
Объяснение:
Сходство: примитивные интересы, праздность, увлечение французскими романами. Различия: провинциальные более гостеприимные, душевные, простодушные, а столичные - более высокомерные, заносчивые.
Глава первая
Автор вводит читателя в повествование в ретроспективе, описывая пейзажи Грузии и монастырь, в котором в и произойдут главные события поэмы. Хранителем этой истории является старый монах «людьми и смертью забыт». Глава вторая
Однажды проезжая мимо русский генерал привёз пленного ребёнка. Пленник с раннего детства проявлял свою гордую натуру горца. Но под заботой монахов оттаял, смирился. Но как оказалось только внешне, на время до момента своего внезапного исчезновения и исповеди, в которой он открывает свою сущность. Глава третья
Мцыри признаёт, что его исповедь не сожаление о мыслях, о побеге, а лишь желание, чтобы кто-то всё же узнал правду.
Глава четвертая
И начинает он свою исповедь со слов о своей сиротской доле, о своей мечте, о семье, родителях и друзьях, о свободной жизни. Несмотря на все попытки послушнического долга, он не смог в себе их подавить.
Глава пятая
Углубляясь в свои рассуждения, он говорит о желаниях юности, которые в нём бушевали, о силе жизни, которая рвалась изнутри! Он хотел жить полной жизнью, дышать и наслаждаться всем!
Глава шестая
Он говорил, о том, что увидел на воле. Прекрасные живые описания полей, рек, горных хребтов, утренней зари и любимого Кавказа, который пульсировал в его мыслях и сердце голосом крови и памяти.
Глава седьмая
Тайники памяти вперемешку с безудержной волей и мечтами, как мозаику составляли для главного героя картины В них он видел отцовский дом, родной народ всё то, что у него так несправедливо отняли.
Глава восьмая
Как оказалось, Мцыри давно задумал бежать, увидеть узнать, что там за стенами постылого монастыря. Он говорит об этом с неким торжеством, без тени сожаления.
Глава девятая
Стихия природы смешалась с внутренней стихией бушующей внутри него. И становится уже трудно отличить, где он говорит о природе, а где о своих переживаниях. То был неописуемый глоток свободы для так долго томящейся души.
Глава десятая
Пробуждение на краю бездны становится символичным для него. Вся его жизнь с этого момента приблизилась к краю пропасти.
Глава одиннадцатая
Но он этого не замечает, желанная мечта сияет для него в каждой капельке утренней росы, шепчется среди кустов «волшебными странными голосами»
Глава двенадцатая
Созерцание прелести утра, пробуждают в нём жажду, которая приводит его к потоку воды, где он встречает молодую грузинскую девушку. Эта немая встреча подарила ему миг пылкого юношеского ослепления.
Глава тринадцатая
Приоткрытая дверь, тех чуждых для монахов чувств, стала таинством души юного героя. Открыть его он не готов никому, оно умрёт вместе с ним.
Глава четырнадцатая
Главной целью нашего героя было попасть в родные края, которые его манили с новой силой. Но судьба распорядилась иначе, из-за перевозбуждения и неопытности он заблудился в лесу, и это стало началом его конца.
Глава пятнадцатая
Вечный лес принял его в свои объятия. Страх перемешался с тоской и отчаянием, он рыдал, упав на землю, но даже сейчас его гордый дух не желал человеческой
Глава шестнадцатая
За эти три дня беглец проживает почти полную жизнь. Оставшись ночью в лесу, он вступает в схватку с диким барсом.
Встреча с животным разжигает в беглеце огонь борьбы, в нём вскипает кровь его воинственных предков.
Глава семнадцатая-девятнадцатая
Поединок с барсом описывается героем в ярких красках.
И хотя зверь был побеждён, для главного героя эта схватка не бесследно, на его груди остались раны.
Глава двадцатая
Утром Мцыри осознал, что возвратился туда, откуда начал своё путешествие. Он вернулся в свою «тюрьму». Осознание собственного бессилия, фатальности случая лишили его последних сил.
« И смутно понял я тогда,
Что мне на родину следа
Не проложить уж никогда».
Глава двадцать первая
Мцыри сравнивает себя с домашним цветком, который рвался к свету, свободе,… но оказавшись в «саду средь роз» в незнакомых суровых условиях – вянет и гибнет под палящими лучами солнца.
Глава двадцать вторая
Это утро было полной противоположностью его первого пробуждения на воле, краски поблекли, осталась лишь гнетущая, звенящая тишина.
Глава двадцать третья
Прощальный взгляд на окружающую красоту, прерывается предсмертным забытьем, в котором душа героя устремляется к свободе и покою, но уже в другом мире.
Глава двадцать четвертая
В последний час жизненного пути Мцыри помит мысль о том, что его история канет в забытье.
Глава двадцать пятая
Понимая, что умирает, юноша остаётся непреклонным; за те несколько минут блаженного счастья, которое ему довелось испытать, готов променять и рай, и вечность.
Глава двадцать шестая
Прощальная речь главного героя оканчивается завещанием, – похоронить его в саду, где цветут две акации и откуда виден Кавказ. В его словах таиться глубокая убеждённость, что его свободный дух и память навсегда останутся живыми для его «милой родины» и народа.
Я лично,писала про МАшу, про Старшего брата мне трудно!